По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 03.12.2014 по делу N 3-83/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу № 3-83/14

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.
при секретаре К.Ю.А.
с участием Д.М.В., действующей в своих интересах и в качестве представителя ТСЖ "АГ", ТСЖ "Ак", ТСЖ "Бур", ТСЖ "Гор", ТСЖ "Го хх", ТСЖ "Л.г.", ТСЖ "Мак", ТСЖ "Н.хх", ТСЖ "Н. - х", ТСЖ "НОВ", ТСЖ "Печ", ТСЖ "РОД", ТСЖ "Тон. хх", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "Х.Х.", ТСЖ "Х.Х х", ТСЖ "Х.Х. х", ТСЖ "Д.н.Б.", ЖСК № ххх, ТСЖ "Груз, ххх", ТСЖ "Заг", ТСЖ "П.У., хх", ТСЖ "Ош", ТСЖ "Фру"; председателя правления ТСЖ "Ак" - Д.В.В., председателя правления ТСЖ "Х.Х.", "Х.Х. х", "Х.Х. х" - В.Г.И., представителя ТСЖ "Н.-х" - К.А.В., председателя правления ТСЖ "Гор" - К.А.Н., председателя правления ТСЖ "Ош" - С.Н.В., представителя ТСЖ "Нов" - Ч.И.Я., представителя ТСЖ "Го хх" - С.Е.П., представителя ТСЖ "У.-х" - Л.А.М.;
представителей Правительства Нижегородской области Г.Т.А. и Г.А.С.,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Д.М.В. и ТСЖ "АГ", ТСЖ "Ак", ТСЖ "Бур", ТСЖ "Гор", ТСЖ "Го хх", ТСЖ "Л.г.", ТСЖ "Мак", ТСЖ "Н.хх", ТСЖ "Н. - х", ТСЖ "НОВ", ТСЖ "Печ", ТСЖ "РОД", ТСЖ "Тон. хх", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "Х.Х.", ТСЖ "Х.Х х", ТСЖ "Х.Х. х", ТСЖ "Д.н.Б.", ЖСК № ххх, ТСЖ "Груз, ххх", ТСЖ "Заг", ТСЖ "П.У., хх", ТСЖ "Ош", ТСЖ "Фру" о признании недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 г. № 425,

УСТАНОВИЛА:

Первоначально 06.10.2014 г. Д.М.В. обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просила признать недействующим постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" (далее - постановление Правительства Нижегородской области № 310) с момента вступления в силу разделов II и III постановления Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 614) (л.д. 7 - 13).

В качестве правового основания заявленных требований Д.М.В. сослалась на Конституцию Российской Федерации (статьи 18, 46, части 2 и 3 статьи 55, часть 5 статьи 76), Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 12), Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 16 статьи 11), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (пункт 1 статьи 46, пункт 2 части 1 статьи 26, статьи 251 - 253), Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Также указала, что в соответствии с пунктом 68 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (в редакции от 02.08.2013 и от 13.11.2013) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. № 894 является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Именно это Министерство с декабря 2013 года начинает осуществлять мероприятия по реализации на территории Нижегородской области требований постановления Правительства Российской Федерации № 614.
Таким образом, по мнению заявителя, социальная норма потребления электрической энергии (мощности) на территории Нижегородской области установлена неполномочным органом.
Кроме того, указала, что Правительство Нижегородской области установило размер социальной нормы потребления электрической энергии населением не в соответствии с порядком установления и применения социальных норм потребления электрической энергии, определенным в разделах II и III постановления Правительства Российской Федерации № 614.
Указанным постановлением предусмотрено установление социальной нормы дифференцированно в отношении различных групп домохозяйств и типов жилых помещений, что позволит учесть все особенности потребления электрической энергии населением и не приведет к существенному росту платы за нее.
Кроме того, для указанных субъектов предусмотрено снижение тарифов для населения в пропорции, необходимой для соблюдения требования о не повышении среднего платежа граждан за потребление электрической энергии.
С 01 сентября 2013 года исчезло понятие "соц. норма на душу населения", появилось понятие "соц. норма для домохозяйства"; введены понятия "Домохозяйство", "Тип жилого помещения", "Базовый норматив потребления электрической энергии". Согласно приложению № 4 Постановления № 614, к базовому нормативу прибавляется 60 кВт.час на 2-го проживающего, 40 кВт.час на каждого последующего. Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 определен также порядок расчета норматива на приготовление пищи (< 90 кВт.час), нагрев воды (<100 кВт.час), отопление (<3 000 кВт.час), если домохозяйство оборудовано соответствующими электроприборами.
В оспариваемом постановлении Правительства Нижегородской области № 310 не учтены указанные положения постановления Правительства Российской Федерации № 614.
Таким образом, Правительство Нижегородской области продолжает считать, что 50 кВт.час на душу населения из потребительской корзины 2005 года можно использовать для определения платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Также, Д.М.В. указывает, что в нарушение п.п. 7 и 8 постановления № 614 "базовый" тариф из Решения РСТ Нижегородской области № 57/21 от 30.11.2011 г. был переименован в тариф "в пределах социальной нормы", а "экономически обоснованный" - в тариф "сверх социальной нормы". РСТ по Нижегородской области не подавало в ФСТ России заявление об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей отдельно в пределах и сверх социальной нормы (с приложением обосновывающих материалов).
Соответственно, ФСТ России не издавало Приказа о согласовании Решения об установлении (пересмотре) с 1 сентября 2013 года на территории Нижегородской области цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 614.
Таким образом, необходимые мероприятия по переходу к установлению и применению цен (тарифов) на электрическую энергию в пределах и сверх социальной нормы на территории Нижегородской области до сих пор не реализованы.
Также, заявитель указала, что, исключив из постановления Правительства Нижегородской области № 310, в соответствии с решением Нижегородского областного суда от 13.02.2014 г., оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 г., абзац 2 пункта 2 указанного Постановления, Правительство Нижегородской области Постановлением от 25.06.2014 № 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 г. № 310" (далее - постановление Правительства Нижегородской области № 425) внесло соответствующие изменения, и дополнило пункт абзацем следующего содержания: "гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении или проживающими в жилом помещении специализированного жилищного фонда", что так же является необоснованным.
В обоснование нарушения своих прав оспариваемым постановлением Д.М.В. сослалась также на то, что применяемый в настоящее время метод корректировки оплаты электрической энергии, согласно информационным письмам РСТ Нижегородской области, влечет за собой рост платы за электроснабжение ~ на 20 - 80% по сравнению с декабрем 2012 года (в зависимости от имеющихся у поставщика сведений о количестве зарегистрированных граждан в конкретном домохозяйстве).
По "домохозяйству" Д.М.В. ежемесячная плата за электроснабжение в 2013 году возросла ~ на 34%.
Сложившаяся ситуация противоречит требованиям ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ о недопущении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Заявитель просила признать недействующим постановление Правительства Нижегородской области № 310 с момента вступления в силу разделов II и III постановления Правительства Российской Федерации № 614.
Определением судьи от 13 октября 2014 года было отказано в принятии заявления Д.М.В. в части оспаривания пункта 1, абзаца 3 пункта 2, пункта 3, пункта 4, пунктов 6, 7 Постановления Правительства Нижегородской области № 310 (т. 1, л.д. 3 - 5).
Определением судьи от 13 октября 2014 года было принято к производству заявление Д.М.В. о признании недействующим постановление Правительства Нижегородской области № 310 с момента вступления в силу разделов II и III постановления Правительства Российской Федерации, в части оспаривания абзаца 4 пункта 2, пунктов 3.1 - 3.3, 5, 8 постановления Правительства Нижегородской области № 310 (т. 1, л.д. 1 - 2).
В предварительном судебном заседании 27.10.2014 г. заявителем подано заявление об изменении требований в порядке статьи 39 ГПК РФ (т. 1, л.д. 53), а именно: признать недействующим Постановление Правительства Нижегородской области № 310 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области № 425) с момента вступления в силу имеющих большую юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации № 614 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 136) и постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. № 894 "Об утверждении Регламента обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) между заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссиями, созданными для оценки жилых помещений жилищного фонда в Нижегородской области" (далее - постановление Правительства Нижегородской области № 894).
В обоснование заявленных требований Д.М.В. указала, что постановление Правительства Нижегородской области № 310, пункты 1 - 3 которого были предметом рассмотрения Нижегородским областным судом по делу 3-13/14, было изложено в новой редакции постановления Правительства Нижегородской области № 425, в связи с тем, что в постановление Правительства Российской Федерации № 614 были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 136 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 136), то есть после принятия решения Нижегородским областным судом (13.02.2014 г.).
В силу внесенных изменений постановлением Правительства Российской Федерации № 136, высшее должностное лицо субъекта РФ обязано теперь принять решение о дате начала осуществления расчетов населения за коммунальную услугу по электроснабжению (категорий потребителей, приравненных к населению, за электрическую энергию) с применением продифференцированных норм потребления электрической энергии (пункт 3 преамбулы постановления Правительства Российской Федерации № 614). Срок принятия такого решения отодвинут до 1 марта 2016 года.
В пункте 21 постановления Правительства Российской Федерации № 614 в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 136 теперь определено, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в официальном печатном издании субъекта РФ информацию о принятом в субъекте РФ Решении об установлении социальной нормы в течение 10 календарных дней со дня принятия такого решения с указанием информации:
а) об утвержденной социальной норме в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений в субъекте РФ по форме согласно приложению № 5 (Приложение 4);
б) об условиях применения социальной нормы для одиноко проживающих пенсионеров и семей пенсионеров, для потребителей, жилые помещения которых в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации отнесены к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также о действиях, которые необходимо совершить таким потребителям для применения социальной нормы на соответствующих условиях;
в) о порядке уточнения состава домохозяйства путем уведомления исполнителя коммунальных услуг (поставщика электрической энергии) в случае несоответствия указанной в платежном документе с месяца начала применения социальной нормы группы домохозяйства фактическому числу лиц, зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, либо в случае изменения группы домохозяйства вследствие увеличения или уменьшения количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Такая публикация не имеет места.
Также, заявитель указала, что в Орловской и Рязанской областях уполномоченные органы - службы по тарифам Орловской и Ростовской областей, в соответствии с требованиями пункта 21 Постановления № 614, приняли Решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии по форме из приложения № 5 ПП РФ № 614 (Приложение 5 и 6).
Таким образом, постановление Правительства Нижегородской области № 310 в редакции постановления Правительства Нижегородской области № 425 издано неуполномоченным органом для круга лиц, которые не являются субъектами правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Российской Федерации № 614.
Содержание и форма постановления Правительства Нижегородской области № 310 в редакции постановления Правительства Нижегородской области № 425 не соответствуют требованиям, предъявляемым к Решению об установлении социальной нормы потребления электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации № 614.
Заявителем представлена подробная Таблица сравнений, с указанием противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - постановлению Правительства Российской Федерации № 614 и постановлению Правительства Нижегородской области № 894 - конкретно по каждому пункту Постановления Правительства Нижегородской области № 310 (т. 1, л.д. 71 - 83).
С учетом измененных требований, предметом рассмотрения суда является соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 г. № 425) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
Судом к участию в деле в соответствии со ст. 252 ГПК РФ привлечена Прокуратура Нижегородской области.
В силу пункта 1 приложения № 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" товарищества собственников жилья являются потребителями электрической энергии, приравненными к населению.
17.11.2014 г. было подано заявление ТСЖ "АГ", ТСЖ "Ак", ТСЖ "Бур", ТСЖ "Гор", ТСЖ "Го хх", ТСЖ "Л.г.", ТСЖ "Мак", ТСЖ "Н.хх", ТСЖ "Н.-х", ТСЖ "НОВ", ТСЖ "Печ", ТСЖ "РОД", ТСЖ "Тон. хх", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "Х.Х.", ТСЖ "Х.Х х", ТСЖ "Х.Х. х", ТСЖ "Д.н.Б.", ЖСК № ххх, ТСЖ "Груз, ххх", ТСЖ "Заг", ТСЖ "П.У., хх", ТСЖ "Ош", ТСЖ "Фру" (далее - Товарищества), представителем которых является Д.М.В., о признании недействующим Постановления Правительства Нижегородской области № 310 в редакции Постановления Правительства Нижегородской области № 425.
Заявители указали, что являются некоммерческими корпоративными организациями, потребителями электрической энергии, приравненными к населению, и представителями собственников помещений в многоквартирных домах, обязанными представлять их законные интересы в отношениях с третьими лицами на основании ст. 182 ГК РФ, п. 8 ст. 138 ЖК РФ.
Доводы заявления Товариществ аналогичны доводам, изложенным в заявлениях Д.М.В. (т. 2, л.д. 40 - 47).
В судебном заседании 24 ноября 2014 года было заявлено ходатайство Д.М.В. об объединении дел по заявлению Д.М.В. и Товариществ о признании недействующим Постановления Правительства Нижегородской области № 310 в редакции Постановления Правительства Нижегородской области № 425 в одно производство.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 24 ноября 2014 года на основании п. 4 ст. 151 ГПК РФ, принимая во внимание, что по делу № 3-83/14 (по заявлению Д.М.В.) и по делу № 3-123/14 (по заявлению Товариществ) заявлены идентичные требования в рамках главы 24 ГПК РФ, гражданские дела были объединены в одно производство.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде Д.М.В., действующая в своих интересах и в качестве представителя Товариществ, председатель правления ТСЖ "Ак" - Д.В.В., председатель правления ТСЖ "Х.Х.", "Х.Х. х", "Х.Х. х" - В.Г.И., представитель ТСЖ "Н.-х" - К.А.В., председатель правления ТСЖ "Гор" - К.А.Н., председатель правления ТСЖ "Ош" - С.Н.В., представитель ТСЖ "Нов" - Ч.И.Я., представитель ТСЖ "Го хх" - С.Е.П., представитель ТСЖ "У.-х" - Л.А.М. поддержали доводы своих заявлений в полном объеме, просили заявленные требования удовлетворить, признать недействующим Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" в редакции от 25.06.2014 г. № 425.
Указали в судебных заседаниях, что согласно п. 2 Постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. № 894, уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для расчета размеры платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) исходя из так называемых "социальных" и "сверхсоциальных" тарифов на электрическую энергию определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (Приложение 7 и 8). Согласно п. 3 Преамбулы постановления Правительства РФ № 614 в редакции от 25.02.2014 г. № 136, теперь высшее должностное лицо субъекта РФ обязано принять решение о дате начала осуществления расчетов населения за коммунальную услугу по электроснабжению (категорий потребителей, приравненных к населению, за электрическую. энергию) с применением продифференцированных норма потребления электрической энергии. Согласно пункту 14 (1) постановления Правительства РФ № 614, к объему потребления электрической энергии, равному величине социальной нормы, предусмотренной приложением № 4 к настоящему Положению для соответствующей группы домохозяйств, применяется повышающий коэффициент, равный 1,5, для домохозяйств: в которых проживают семьи, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ к категории многодетных семей; в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов; в которых проживают семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов; в которых проживают семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.
Методика расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) дана в Приложение № 4 к Постановлению № 614. В п. 1 дано определение социальной нормы потребления и как она определяется. Есть базовая норма социального потребления, которая определяется из среднемесячного объема потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. Объем фактического годового потребления электрической энергии делится на 10 000 домохозяйств и на 12 месяцев, получается среднемесячное потребление. Это базовая социальная норма потребления. Именно если эта норма меньше 150 кВт.ч, то субъект может ее не пересматривать.
В пункте 21 постановления Правительства РФ № 614 в редакции от 25.02.2014 № 136 теперь определено, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в официальном печатном издании субъекта РФ информацию о принятом в субъекте РФ Решении об установлении социальной нормы в течение 10 календарных дней со дня принятия такого решения с указанием необходимой информации.
Из Приказов ФСТ России № 1110-э и № 1111-э от 23.08.2013 узнали, что цены (тарифы) для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) согласованы с ФСТ России со снижением, а сверх социальной нормы потребления - с увеличением от ранее установленных с 1 июля 2013 года при сохранении совокупного размера необходимой валовой выручки организаций, учтенной при установлении тарифов на 2013 год, только по Орловской и Ростовской областям. Уполномоченные органы - службы по тарифам Орловской и Ростовской областей - так же, в соответствии с требованиями пункта 21 постановления Правительства РФ № 614, приняли Решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии по форме из приложения № 5 Постановления Правительства РФ № 614 (Приложение 5 и 6). Исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению (ТСЖ, ЖСК) корректировочные счета, в которых оплата за январь - июнь 2013 года была увеличена ~ на 20 - 80%, поступили в июле 2013 года. Субъекты данных отношений по поводу поставки электрической энергии и предоставления коммунальных услуг действуют не в рамках закона, а живут по понятиям, изложенных в этих информационных письмах.
Также указали, что не согласны со ссылкой прокуратуры, что 50 кВт.ч не могут применяться, поскольку порядок установления применения социальных норм отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ. Нет документа, который определяет порядок применения 50 кВт.ч. В Определении Верховного Суда от 21.05.2014 по делу № 9-АПГ14-3 разъяснено: целью оспариваемого акта - постановления Правительства Нижегородской области № 310, согласно его преамбуле, является социальная защита населения Нижегородской области. Определяя в пункте 2 Постановления круг лиц, в отношении которых применяется социальная норма потребления электрической энергии (мощности), законодатель субъекта Российской Федерации не учел, что на федеральном уровне данный круг лиц уже установлен и к ним статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отнесены население и приравненные к нему потребители, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 дано понятие потребителя для целей регулирования названных правоотношений. Иное регулирование правоотношений, получивших регламентацию на Федеральном уровне, субъектом Российской Федерации недопустимо.
Президент РФ проводил совет безопасности по ЖКХ. Поднимался вопрос по социальным нормам электрической энергии. По расчетам Правительства норма, потребляемая гражданами в среднем не может быть ниже 120 кВт.ч.
Товарищества собственного жилья представляют интересы собственников помещений и действуют в их интересах. Само товарищество не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг, не является их перепродавцом. Сумма, внесенная собственниками в многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не является платой товарищества за эти услуги, а предназначена для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, представляющих их в соответствии с заключенными договорами. В этом решении ТСЖ названы заказчиком коммунальных услуг, т.е. мы являемся представителями, посредниками между теми, кто поставляет электрическую энергию в многоквартирный дом и теми, кто их потребляет. Все эти действия по поставке электрической энергии конкретному домохозяйству называется коммунальной услугой электроснабжения. Соответственно метод расчета платы за услугу электроснабжения должен полностью соответствовать методу платы расчета за электрическую энергию в многоквартирный дом.
Просили признать недействующим постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 № 310 в редакции от 25.06.2014 № 425 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с момента вступления в силу, имеющих большую юридическую силу, постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 в редакции от 25.02.2014 № 136 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" и постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 894 "Об утверждении Регламента обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) между заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссиями, созданными для оценки жилых помещений жилищного фонда в Нижегородской области".
Представители Правительства Нижегородской области представили возражения на заявления (т. 1, л.д. 237 - 243; т. 3, л.д. 58 - 60), в судебных заседаниях пояснили, что в соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Нижегородской области. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений.
Постановление Правительства Нижегородской области № 310 в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании "Правовая среда", № 63(1474) от 15.06.2012 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 105(4958) от 15.06.2012).
Согласно пункту 3.1.5 Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 № 920, внесение изменений и дополнений в правовой акт Правительства возможно путем издания соответствующего акта Правительства Нижегородской области. постановление Правительства Нижегородской области № 425, внесшее изменения в постановление Правительства Нижегородской области № 310, также в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании "Правовая среда", № 70(1780) от 28.06.2014 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 118(5451) от 28.06.2014).
Постановление Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 894, которому, по мнению заявителей, не соответствует оспариваемое постановление, не является актом, имеющим большую юридическую силу. По отношению к постановлению Правительства Нижегородской области № 310 оно является равнозначным.
Кроме того, постановление Правительства Нижегородской области № 894 регламентирует вопросы взаимодействия министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссиями, созданными для оценки жилых помещений жилищного фонда в Нижегородской области в рамках реализации регламента обмена информацией необходимой для установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2009 № 91, оно участвует в формировании тарифной политики на электрическую и тепловую энергию, а также участвует в пределах компетенции в формировании цен (тарифов) на работы и услуги, регулируемых органами ценообразования Нижегородской области.
Таким образом, непосредственное установление социальной нормы потребления электрической энергии относится именно к полномочиям Правительства Нижегородской области.
Представители Правительства Нижегородской области отметили, что величина социальной нормы, определенная пунктом 1 оспариваемого постановления, осталась неизменной. Утверждение новой социальной нормы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 614, Правительством Нижегородской области не осуществлялось.
Также, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации № 614 прямо предусматривает, что величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению (в т.ч. в Нижегородской области), может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт-ч/1 чел./мес.
Исходя из действующей редакции постановления Правительства Российской Федерации № 614, а также из разъяснений Минстроя России исх. № 7485-02/04 от 30.05.2014 г., на которые ссылаются заявители, субъектам Российской Федерации предоставляется право принять решение об установлении социальной нормы в соответствии с требованиями указанного постановления в срок до 01.06.2016 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444, во исполнение которого издано постановление Правительства Нижегородской области № 310, на момент принятия оспариваемого постановления являлось действующим, отмена его не означает автоматическое признание недействующим оспариваемого акта.
Кроме того, указанная преамбула не содержит норм права и, соответственно, не может затрагивать права, свободы и законные интересы заявителя.
Введенные постановлением Правительства Нижегородской области № 425 пункты 3.2 - 3.3 постановления Правительства Нижегородской области № 310 и измененная редакция пункта 3.1 направлены на повышение социальной защиты самых незащищенных слоев общества (установлены повышающие коэффициенты) и не ущемляют их прав и законных интересов.
Заявитель ссылается на нарушение оспариваемым постановлением пункта 14 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614, в соответствии с которым в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электрической энергии домохозяйств одиноко проживающих пенсионеров и домохозяйств, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, оплачивается по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленной для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы. Между тем, положения данного пункта применяются к социальным нормам, установленным в соответствии с указанным Положением. Как указано выше, утверждение новой социальной нормы в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614, Правительством Нижегородской области не осуществлялось.
Кроме того, заявителями, в нарушение статей 56 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нарушения их прав оспариваемым постановлением.
При этом уточнили, что Товарищества как заявители не подтвердили свои полномочия по представлению интересов граждан в данном деле. Пункт 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, на который ссылаются заявители, возлагает на ТСЖ обязанность представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Между тем, оспаривание нормативного акта, устанавливающего социальную норму потребления электрической энергии, никак не связано с вопросами управления общим имуществом.
Доказательства того, что собственники делегировали заявителям право выступать от своего имени в данном споре, в материалах дела отсутствуют. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.10.2009 № 7319/09, от 15.12.2009 № 12537/09, от 17.04.2013 № ВАС-3705/13, товарищество собственников жилья без наделения его всеми собственниками помещений правом на обращение в суд с иском, не вправе выступать в качестве истца от своего имени.
Просили в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области в заключении указал, что согласно абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) определен постановлением Правительства Российской Федерации № 614, которым также утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Как следует из взаимосвязанных положений п. 3 указанного Постановления и п. 4 Приложения № 2 к нему, величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с дифференциацией в соответствии с Положением должна быть установлена уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в срок до 05.08.2013 г.
С 01.06.2012 г. на территории Нижегородской области социальная норма потребления электрической энергии населением установлена в размере 50 кВт.ч/1 чел./мес. (п. 1 постановления Правительства Нижегородской области № 310).
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации № 614 и п. 4 Приложения № 2 к данному Постановлению величина социальной нормы, применяемая в Нижегородской области, могла не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, так как на дату вступления в силу Постановления № 614, то есть на 06.08.2013 она составляла менее 150 кВт.ч/1 чел./мес.
Согласно п. 3 названного Постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 136 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в срок до 01.03.2016 г.
В настоящее время решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии, продифференцированной в соответствии с Постановлением на территории Нижегородской области не принято.
Прокурор полагал, в удовлетворении заявленных требований Д.М.В. и Товариществ отказать (т. 3, л.д. 80 - 81).
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления, заслушав явившихся в судебное заседание лиц и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении заявлений в порядке главы 24 ГПК РФ суд должен проверить противоречит или нет оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
По мнению заявителей, постановление Правительства Нижегородской области № 310 в редакции от 25.06.2014 г. противоречит положениям постановления Правительства РФ № 614 и постановления Правительства Нижегородской области № 894.
Кроме того, не соответствует ст.ст. 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 20, 24 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Правоотношения в сфере установления правовых основ экономических отношений в области электроэнергетики, определения полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основных прав и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под понятием "социальная норма потребления электрической энергии (мощности)" понимается определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
На основании пункта 5 статьи 23, пункта 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614, изложен в Положении об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Судом установлено, что постановление Правительства Нижегородской области № 310 было опубликовано в издании "Правовая среда", № 63(1474) от 15.06.2012 года (приложение к газете "Нижегородские новости", № 105(4958) от 15.06.2012 года).
Постановлением Правительства Нижегородской области № 425 были внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (в редакции постановления Правительства РФ от 25.02.2014 г. № 136).
Указанное постановление (№ 425) так же опубликовано в установленном законом порядке - в официальном печатном издании "Правовая среда", № 70(1780) от 28.06.2014 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 118(5451) от 28.06.2014).
Отклоняя доводы заявителей, что оспариваемое постановление издано неполномочным органом и в ненадлежащей форме, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" установлена социальная норма потребления электрической энергии населением, определен порядок ее применения при оплате электрической энергии.
Согласно преамбуле Постановления Правительства Нижегородской области № 310, оно принято в 2012 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня. К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также отнесено утверждение социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии.
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области № 310 является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятым Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и введенным в действие в установленном порядке.
Ссылка заявителей, что надлежащим органом, полномочным установить размер социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Нижегородской области, является, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. № 894, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, не может служить основанием к удовлетворению требований заявителей.
Указанным постановлением, принятым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614, утвержден Регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) между заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссиями, созданными для оценки жилых помещений жилищного фонда в Нижегородской области (пункт 1) и установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Нижегородской области является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (пункт 2).
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области полномочно установить социальную норму потребления электрической энергии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 614, с учетом положений п. 5 данного постановления.
Указанной нормой (абзац 2) в редакции до 25.02.2014 г. было предусмотрено, что установление социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению (в том числе в Нижегородской области) в соответствии с Положением осуществляется с 1 марта 2014 г., а ее применение - с 1 июля 2014 г.
Таким образом, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области в соответствии с указанной нормой должно было установить социальную норму потребления электрической энергии с 1 марта 2014 года.
Однако постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 г. № 136 были внесены изменения в постановление Правительства РФ № 614, в соответствии с которыми абзац 2 пункта 5 постановления Правительства РФ № 614 утратил силу.
В соответствии с действующей редакцией пункта 5 постановления Правительства РФ № 614 величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт.ч/1 чел./мес.
В Нижегородской области величина социальной нормы составила на момент вступления в силу постановления Правительства РФ № 614 - 50 кВт.ч/чел./мес.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ № 614, с учетом внесенных изменений постановлением Правительства РФ № 136, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее чем за 4 месяца до установленной в указанном решении даты начала осуществления расчетов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. Указанное решение также должно предусматривать, что расчет размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляется с 1-го числа месяца, являющегося первым расчетным периодом, в котором применяется социальная норма.
В настоящее время решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии, продифференцированной в соответствии с Постановлением, на территории Нижегородской области не принято. Такая работа должна быть осуществлена, как пояснили представители Правительства Нижегородской области, в 2015 году.
По мнению заявителей, Преамбула оспариваемого постановления Правительства Нижегородской области № 310 в редакции от 25.06.2014 г. незаконна, так как содержит ссылку на постановление, утратившее силу, а именно: согласно пункту 10 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации № 614 утратило силу постановление Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", наделившее Правительство Нижегородской области полномочиями по установлению социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии (регионального лимита электроэнергии) для предоставления отдельным категориям граждан субсидий и компенсаций "при оплате электроэнергии по месту жительства" за счет бюджета Нижегородской области.
Судом отклоняется данный довод заявителей, поскольку в 2012 году постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444, во исполнение которого издано постановление Правительства Нижегородской области № 310, являлось действующим, и его последующая отмена в 2013 году не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно пункту 1 оспариваемого постановления, с 1 июня 2012 года на территории Нижегородской области установлена социальная норма потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека.
Решением Нижегородского областного суда от 13 февраля 2014 года, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении заявления Д.М.В. и ТСЖ "АГ", ТСЖ "Ак", ТСЖ "Бур", ТСЖ "Гор", ТСЖ "Го хх", ТСЖ "Л.г.", ТСЖ "Мак", ТСЖ "Н. хх", ТСЖ "Н.-х", ТСЖ "НОВ", ТСЖ "Печ", ТСЖ "РОД", ТСЖ "Т. хх", ТСЖ "У.-х", ТСЖ "У.-х", ТСЖ "У.-х", ТСЖ "Х.Х." о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области № 310 (в редакции от 11.09.2013 г.).
Постановлением Правительства Нижегородской области № 425 от 25.06.2014 г. в пункт 1 постановления № 310 изменения не вносились.
Согласно пункту 2 оспариваемого постановления, социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при оплате электрической энергии:
абзац утратил силу. - постановление Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 № 425;
- членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
- гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении или проживающими в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
(абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 № 425).
Указанным выше решением Нижегородского областного суда от 13 февраля 2014 года был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области № 310, в соответствии с которым социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при оплате электрической энергии гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 г. апелляционная жалоба Правительства Нижегородской области оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, постановлением Правительства Нижегородской области № 425 от 25.06.2014 г. указанный абзац был признан утратившим силу.
Также, постановлением Правительства Нижегородской области № 425 пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области № 310 был дополнен абзацем, в соответствии с которым социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 Постановления № 310, применяется при оплате электрической энергии в том числе гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении или проживающими в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
В данном случае суд считает, что данное положение устраняет имевший место правовой пробел в отношении применения социальной нормы потребления электрической энергии к гражданам, имеющим временную регистрацию.
Так, в соответствии с пунктом 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утв. постановлением Правительства РФ № 614, под понятием "потребитель" понимается лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей. "Домохозяйство" - это группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Пунктом 43 указанного Положения предусмотрено, что временно зарегистрированные лица учитываются при определении группы домохозяйства до момента истечения срока временной регистрации, указанного в документе, выдаваемом органом регистрационного учета.
С учетом приведенных норм, абзац 4 пункта 2 оспариваемого постановления не противоречит действующему законодательству.
Иных изменений постановлением Правительства Нижегородской области № 425 в пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области № 310 не вносилось.
Решением Нижегородского областного суда от 13.02.2014 г. в остальной части пункт 2 не был признан недействующим.
Согласно пункту 3 оспариваемого постановления, социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Указанный пункт был предметом рассмотрения Нижегородского областного суда 13.02.2014 г., изменения постановлением Правительства Нижегородской области № 425 в пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области № 310 не вносились.
Также, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 425 в оспариваемое постановление были внесены следующие изменения:
1) пункт 3 - 1 был изложен в редакции: "С 1 сентября 2014 года к величине социальной нормы потребления электрической энергии, установленной пунктом 1 настоящего постановления, применяется повышающий коэффициент, равный 1,5 для домохозяйств, в которых проживают семьи, состоящие из получателей пенсии по старости либо инвалидности (семьи пенсионеров)";
2) введены пункты 3 - 2, 3 - 3 в редакции, соответственно:
"С 1 июля 2014 года установленная пунктом 1 настоящего постановления величина социальной нормы потребления электрической энергии для лиц, одиноко проживающих в жилом помещении, увеличивается на 35 кВт.ч в месяц";
"К величине социальной нормы потребления электрической энергии, установленной пунктом 1 настоящего постановления, применяется повышающий коэффициент, равный 1,5 для домохозяйств:
а) в которых проживают семьи, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области к категории многодетных семей;
б) в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
в) в которых проживают семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
г) в которых проживают семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей".
С доводами заявителей о противоречии указанных пунктов (3 - 1, 3 - 2, 3 - 3) постановления № 310 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не соглашается по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 № 136 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 614, в соответствии с которыми предусматривается иной порядок исчисления социальной нормы для отдельных категорий потребителей (пункты 14 (1), 14 (2)), в зависимости от величины социальной нормы, предусмотренной приложением № 4 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утв. постановлением Правительства РФ № 614.
Вместе с тем, как указывалось выше, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 614 величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт.ч/1 чел./мес.
В данном случае изменения, внесенные постановлением Правительства Нижегородской области № 425, с установлением повышающих коэффициентов, были обусловлены необходимостью повышения социальной защиты самых незащищенных слоев общества на период до установления социальной нормы потребления электрической энергии в соответствии с требованиям постановления Правительства РФ № 614, соответственно, не ущемляют прав и законных граждан.
Пункт 4 постановления Правительства Нижегородской области № 310 был исключен Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.08.2012 № 546.
Пунктом 5 постановления Правительства Нижегородской области № 310 признано утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2005 года № 327 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением (регионального лимита электроэнергии)".
Пункт 6 постановления Правительства Нижегородской области № 310 утратил силу. - Постановление Правительства Нижегородской области от 11.09.2013 № 633.
Пункт 7 постановления Правительства Нижегородской области № 310, предусматривавший окончание действия данного постановления 30.06.2014 г., исключен с 1 июля 2014 года. - Постановление Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 № 425, в связи с исключением из постановления Правительства РФ № 614 абзаца 2 пункта 5, устанавливавшего обязанность уполномоченного органа субъекта РФ установить социальную норму потребления электрической энергии с 1 марта 2014 года.
Пунктом 8 постановления Правительства Нижегородской области № 310 предписано аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Как указывалось выше, опубликование данного постановления имело место: в первоначальной редакции - в официальном печатном издании "Правовая среда", № 63(1474) от 15.06.2012 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 105(4958) от 15.06.2012); в измененной редакции - в официальном печатном издании "Правовая среда", № 70(1780) от 28.06.2014 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 118(5451) от 28.06.2014).
Данное положение соответствует требованиям Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 № 920, о порядке опубликования актов Правительства Нижегородской области.
Согласно пункту 9.8 Регламента информирование граждан о нормативных правовых актах Правительства, затрагивающих их права, свободы и обязанности, осуществляется путем официальной публикации этих документов, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации и путем размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области безотлагательно.
Постановления Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи.
Указание на обязательность опубликования правового акта, как правило, содержится в тексте самого акта.
Ссылка заявителей на противоречие указанного пункта (8) пунктам 21, 48 постановления Правительства РФ № 614 не состоятельна.
В соответствии с указанными нормами на уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ возложена обязанность публикации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в официальном печатном издании субъекта РФ информацию о принятом в субъекте РФ Решении об установлении социальной нормы в течение 10 календарных дней со дня принятия такого решения с указанием конкретной информации.
Таким образом, в данном случае доводы заявителей сводятся к тому, что уполномоченным органом - министерством ЖКХ и ТЭК НО - не опубликовано решение об установлении социальной нормы, то есть, по существу, повторяют доводы о том, что постановление Правительства Нижегородской области № 310 издано неполномочным органом, чему судом уже дана оценка выше.
Суд не может согласиться и с доводами заявителей о том, что постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 в редакции от 25.06.2014 г. не соответствует ст.ст. 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 20, 24 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", поскольку данные нормативные правовые акты не устанавливают порядок определения социальной нормы потребления электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

РЕШИЛА:

заявления Д.М.В. и ТСЖ "АГ", ТСЖ "Ак", ТСЖ "Бур", ТСЖ "Гор", ТСЖ "Го хх", ТСЖ "Л.г.", ТСЖ "Мак", ТСЖ "Н.хх", ТСЖ "Н.-х", ТСЖ "НОВ", ТСЖ "Печ", ТСЖ "РОД", ТСЖ "Тон. хх", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "У-х", ТСЖ "Х.Х.", ТСЖ "Х.Х х", ТСЖ "Х.Х. х", ТСЖ "Д.н.Б.", ЖСК № ххх, ТСЖ "Груз, ххх", ТСЖ "Заг", ТСЖ "П.У., хх", ТСЖ "Ош", ТСЖ "Фру" о признании недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2014 г. № 425 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья областного суда
Н.В.ГУЩЕВА


------------------------------------------------------------------