По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского УФАС России от 10.11.2014 по делу N 826-ФАС52-03/14 <О нарушении законодательства о защите конкуренции, выразившемся в непроведении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу № 826-ФАС52-03/14

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 826-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:
<...>
с участием:
<...>
рассмотрев в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 826-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом "МЦП" (<...>, город Нижний Новгород, улица <...>, ИНН <...>, далее - ОАО "МЦП", сетевая организация, ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем невыполнения в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих <...>, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, Советский район, деревня Новопокровское, улица Комсомольская, к электрическим сетям,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...> на действия ОАО "МЦП", выразившиеся в необоснованном бездействии в части осуществления мероприятий, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих заявителям, расположенных по адресу: <...>.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что ОАО "МЦП" заключило следующие договоры на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилых домов к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью): <...>.
Пунктом 1 указанных выше договоров, имеющих типовой характер, установлены следующие характеристики осуществления технологического присоединения:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
- класс надежности 3;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ;
- максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.
Пунктом 5 договоров установлено, что срок мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договоров.
Следовательно, сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению истекли в отношении энергопринимающих устройств <...>.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 826-ФАС52-03/14 в отношении ОАО "МЦП" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 28.07.2014 № 242).
На заседание комиссии, состоявшемся 23 октября 2014 года, заявители и заинтересованное лицо не явились; уведомлены надлежащим образом.
Представители ответчика пояснили, что ОАО "МЦП" не уклонялось от выполнения обязательств по заключенным с заявителями договорам технологического присоединения, также не отказывало и не отказывает заявителям в осуществлении технологического присоединения.
При этом в соответствии с техническими условиями, являющимися неотъемлемыми частями договоров на технологическое присоединение, сетевая организация осуществляет, в том числе, строительство трансформаторной подстанции (далее - ТП) - 6/0,4 кВ, а также строительство ЛЭП-0,4кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Начиная с 13.04.2012 ОАО "МЦП" проводилась процедура согласования выделения земельного участка под размещение новой ТП-6/0,4 кВ. Письмами № <...> от 12.12.2012, № <...> от 17.01.2013 от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода получены положительные решения о предварительном согласовании места размещения новой трансформаторной подстанции.
На основании решения Рабочей группы Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 10.04.2013 № 9374-94Р-4429 принята целесообразной реализация инвестиционного совета по строительству новой ТП-6/0,4 кВ на земельном участке, расположенном в Советском районе города Нижнего Новгорода, деревня Новопокровское, на пересечении улиц Вечерняя и Комсомольская.
Далее при постановке на кадастровый учет земельного участка под строительство ТП-6/0,4 кВ выявлено наложение кадастрового квартала № <...> на земельный участок с кадастровым номером № <...>. Письмом № <...> от 06.02.2014 Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области сообщило, что земельный участок, согласованный под строительство новой ТП-6/0,4 кВ, являлся предметом аукциона и реализация инвестиционного проекта по строительству ТП на данном участке невозможна.
24.07.2014 на инвестиционном совете при губернаторе Нижегородской области вынесено решение о реализации инвестиционного проекта по строительству ТП-6/0,4 кВ на земельном участке, расположенном по адресу: город Нижний Новгород, <...>, напротив дома № 1 по улице <...>.
Таким образом, выполнение ОАО "МЦП" договоров на технологическое присоединение заявителей в установленные сроки не представлялось возможным по независящим от сетевой организации причинам.
Кроме того, представители ответчика не согласились с тем, что действия Общества нарушают положения антимонопольного законодательства ввиду того, что отсутствует ущемление интересов контрагентов по договору. Данный вывод сделан на том основании, что между ответчиком и заявителями, ввиду неготовности самих заявителей к технологическому присоединению, заключены дополнительные соглашения к рассматриваемым договорам об осуществлении технологического присоединения. Данными дополнительными соглашениями изменен срок осуществления технологического присоединения, в частности месяцем исполнения обязательств определен сентябрь 2014 года.
По состоянию на 23.10.2014 осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих <...>, к электрическим сетям. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> не осуществлено ввиду того, что указанные граждане в адрес сетевой организации с заявлением о проверке выполнения технических условий не обращались.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц.
ОАО "МЦП" является сетевой организацией, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям общества и передаче электроэнергии лицам, чьи энергопринимающие устройства уже присоединены к энергосистеме общества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" определяет услуги по передаче электроэнергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии.
Исходя из положений статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
Таким образом, ОАО "МЦП" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных электрических сетей.
С учетом вышеизложенного действия ОАО "МЦП" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
По смыслу положений пункта 7 названных Правил одним из обязательных этапов процедуры технологического присоединения является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок (статьи 309, 314 ГК РФ).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения (в том числе в редакциях, действовавших на момент заключения ОАО "МЦП" договоров с заявителями) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:
6 месяцев - для заявителей физических лиц в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По делу установлено, что в период с 20.03.2013 по 04.10.2013 ОАО "МЦП" заключило договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с <...>. (договор от 20.03.2013 № <...> со сроком исполнения - 19.09.2013), <...> (договор от 28.06.2013 № <...> со сроком исполнения - 27.12.2013), <...> (договор от 19.07.2013 № <...> со сроком исполнения - 19.01.2013), <...> (договор от 04.10.2013 № <...> со сроком исполнения - 03.04.2014).
Между тем сроки технологического присоединения ответчиком существенно нарушены, на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение в отношении рассматриваемых объектов не осуществлено.
Таким образом, указанные действия ответчика являются нарушением статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 16 Правил технологического присоединения и, как следствие, части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пункт 16 Правил технологического присоединения содержит императивные требования к срокам осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям; при этом оснований для увеличения указанных сроков, либо оснований для отказа от исполнения сетевой организацией установленных требований законодательством не предусмотрено. Ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена на сетевую организацию, которая, в свою очередь, обязана предпринять все необходимые действия для соблюдения требований законодательства.
При таких обстоятельствах довод ОАО "МЦП" о том, что рассмотрение настоящего дела должно быть прекращено по причине несвоевременного или ненадлежащего поведения третьих лиц, не может быть принят во внимание.
Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации ОАО "МЦП" при согласовании места размещения ТП несвоевременно реагировало на письма органов власти, допуская задержки при направлении необходимых документов (в том числе новой заявки о реализации инвестиционного проекта). Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что договор на выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка заключен по истечении пяти месяцев с даты принятия решения Рабочей группой Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 10.04.2013 № 9374-94Р-4429.
Также комиссия антимонопольного органа отклоняет пояснение представителя ОАО "МЦП" относительно отсутствия ущемления интересов заявителей по причине наличия дополнительных соглашений от 19.08.2014, которыми продлены сроки осуществления технологического присоединения.
В данном случае действия ОАО "МЦП" содержат угрозу ущемления интересов заявителей в связи с тем, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению в установленные сроки могло привести к невозможности поставки электроэнергии на принадлежащие им энергопринимающие устройства в первоначально определенную дату.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что дополнительные соглашения с заявителями заключены после их обращения в антимонопольный орган, в которых они указывали на нарушение их прав и законных интересов.
В связи с наличием нарушения ОАО "МЦП" сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению обозначенные граждане, владеющие жилыми домами, лишены возможности пользоваться услугами электроснабжения.
Оценивая установленные фактические обстоятельства в рамках их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "МЦП", допустив нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заинтересованных лиц, указанных выше, вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав, ввиду чего нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В то же время в данном случае комиссией Нижегородского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела (на 23.10.2014) сетевая организация выполнила мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих <...>, чему имеется документальное подтверждение. Технологическое присоединение объектов <...> не осуществлено в связи с отсутствием информации об исполнении данными лицами предусмотренных техническими условиями обязательств.
Таким образом, установленное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "МЦП" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям.
2. Рассмотрение дела № 826-ФАС52-03/14 прекратить в связи с добровольным устранением открытым акционерным обществом "МЦП" нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии


------------------------------------------------------------------