По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 07.03.2014 N 316-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. № 316-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В целях дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы (далее - План).
2. Министерству образования Нижегородской области совместно с министерством социальной политики Нижегородской области и министерством здравоохранения Нижегородской области обеспечить реализацию Плана.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обеспечить реализацию Плана.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В. Сватковского.

Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ





Утвержден
распоряжением
Правительства Нижегородской области
от 7 марта 2014 г. № 316-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ДАЛЕЕ - ДЕТИ-СИРОТЫ), СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

В Нижегородской области на 1 января 2014 года прогнозная численность детского населения составляет 553350 человек, из них 11801 человек (2,1%) относятся к категории детей-сирот, 82% из которых воспитываются в семьях граждан (усыновление, опека, приемная семья), остальные - в организациях для детей-сирот.
82% от всех детей-сирот являются "социальными" сиротами. Родители их лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а дети воспитываются в организациях для детей-сирот или в замещающих семьях.
В последнее время наблюдается снижение количества детей, выявленных и учтенных органами опеки и попечительства как оставшихся без попечения родителей:
- в 2010 году выявлено 2133 ребенка данной категории;
- в 2011 году - 1838 детей;
- в 2012 году - 1668 детей;
- в 2013 году - 1540 детей.
В 2013 году к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обратилось 393 семьи, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью (в 2012 году - 317 семей, в 2011 - 245).
С целью дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в Нижегородской области созданы и функционируют 63 школы, замещающих родителей, на базе которых в 2012 году подготовлено 957 кандидатов в замещающие родители, в 2013 - 1830.
В Нижегородской области проводится информационная кампания, направленная на формирование положительного имиджа института замещающей семьи, привлечение общественности к решению задач семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие объединению принимающих родителей в различные общественные формирования.
С целью пропаганды и дальнейшей активизации работы по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, министерством образования Нижегородской области совместно с министерством социальной политики Нижегородской области, региональными средствами массовой информации, Нижегородским союзом журналистов реализуется проект "Дадим Дом Детям", которым создаются дополнительные возможности информирования граждан Российской Федерации о возможности принятия ребенка в свою семью.
Результатом данной работы является то, что за 2013 год на воспитание в семьи граждан было устроено 1374 ребенка, в том числе:
на усыновление передано 204 человека;
на безвозмездную форму опеки (попечительство) - 570 человек;
на возмездную форму опеки (приемная семья) - 600 человек.
Особенностью семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является значительное снижение количества детей, усыновленных иностранными гражданами. В 2013 году из 204 усыновленных детей только 31 ребенок усыновлен иностранными гражданами.
Министерством образования Нижегородской области ведется целенаправленная работа по оптимизации сети образовательных организаций для детей-сирот: за период 2008 - 2013 годов ликвидировано 26 организаций.
Процесс оптимизации организаций для детей-сирот предполагает не только ликвидацию (реорганизацию), но и укрепление их материально-технической базы. За период 2009 - 2012 годов за счет средств областного бюджета министерством образования Нижегородской области проведен капитальный ремонт шести государственных образовательных организаций для детей-сирот на сумму 109116,672 тыс. руб., что позволило создать в них бытовые условия, приближенные к домашним, обеспечить реализацию творческого и интеллектуального потенциала детей.
Несмотря на снижение количества воспитанников в организациях для детей-сирот, в настоящее время в Нижегородской области на учете в региональном банке данных о детях-сиротах состоит 2072 ребенка из числа детей-сирот, подлежащих устройству в семьи граждан. Из них 1043 (50%) - это дети-инвалиды, 1591 (77%) - дети старше 10 лет.
Устройство детей данной категории на воспитание в семьи граждан, профилактика возвратов детей из замещающих семей являются первоочередными задачами в развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
1. Нормативное правовое обеспечение
1.1.
Разработка порядка по сопровождению замещающих семей, предоставления им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи
4 квартал 2014 года
МО НО <*>, МСП НО <**>, МЗ НО <***>
Профилактика возвратов детей из замещающих семей
1.2.
Формирование реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот
Постоянно
МО НО, МСП НО
Обеспечение гражданам информационной доступности о данных организациях
1.3.
Разработка программы медико-психологического консультирования и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, на базе организаций для детей-сирот, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области (далее - дома ребенка)
В течение 2014 года
МЗ НО
Увеличение количества детей-сирот, передаваемых из домов ребенка на воспитание в семьи граждан
1.4.
Разработка программы медико-психологической подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи
В течение 2014 года
МЗ НО
Профилактика возвратов детей из замещающих семей
1.5.
Подготовка документов, регулирующих порядок проведения диспансеризации детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей данной категории, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В течение 2014 года
МЗ НО
Раннее выявление патологических особенностей заболеваний и факторов риска их развития с целью профилактики заболеваний, раннего проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и восстановительного лечения
2. Информационно-просветительское обеспечение
2.1.
Распространение на территории Нижегородской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
2015 год
МО НО, МСП НО, МЗ НО, ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" <****> (по согласованию)
Проведение конференции "Профилактика социального сиротства, пропаганда семейного устройства детей-сирот, социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, муниципальные модели и эффективный опыт"
2.2.
Проведение просветительской, информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реформирования системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций
Постоянно
МО НО, МСП НО, МЗ НО, органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области
Увеличение численности детей-сирот, передаваемых на воспитание в семьи граждан
2.3.
Подготовка общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по обеспечению профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций в Нижегородской области
Ежегодно 2 квартал
МСП НО, МО НО, МЗ НО
Получение достоверной аналитической информации о положении семей с детьми в Нижегородской области по различным аспектам их жизнедеятельности
2.4.
Участие в единой общероссийской информационной кампании по пропаганде позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот
2014 - 2016 годы
МО НО, ОМСУ муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области
Повышение имиджа семейного устройства детей-сирот
3. Научно-методическое обеспечение
3.1.
Систематическое проведение совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, руководителей организаций для детей-сирот
Ежеквартально
МО НО
Повышение качества исполнения отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
3.2.
Организация и проведение обучающих мероприятий для специалистов по охране детства, работников организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав детей-сирот, воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, а также лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей
Ежегодно
МО НО, МСП НО
Повышение эффективности работы по реабилитации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика жестокого обращения с детьми
3.3.
Разработка методических рекомендаций и инструкций по вопросам профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также по организации работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе по вопросам оказания этим семьям социально-реабилитационных услуг учреждениями социального обслуживания населения
2014 - 2016 годы
МСП НО
Повышение качества социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении
3.4.
Проведение совещаний, семинаров для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, исполняющих полномочия органов опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Ежеквартально
МСП НО
Повышение профессиональных компетенций специалистов служб сопровождения семьи и ребенка учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области
4. Организационное обеспечение
4.1.
Формирование перспективного плана развития сети организаций для детей-сирот
Ежегодно
МО НО, МСП НО, МЗ НО
Реструктуризация сети организаций для детей-сирот Нижегородской области
4.2.
Определение потребности в развитии сети организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, лицам из их числа, замещающим семьям
Ежегодно 1 раз в полугодие
МО НО, МСП НО
Обеспечение потребности в обучении граждан, желающих принять в свою семью ребенка; профилактика возвратов детей из замещающих семей
4.3.
Проведение мониторинга деятельности служб сопровождения семьи и ребенка в учреждениях социального обслуживания семьи и детей
Ежеквартально
МСП НО
Определение востребованности служб сопровождения семьи и ребенка, удовлетворенности качеством оказываемых услуг, эффективности работы служб сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей
4.4.
Проведение мероприятий по контролю качества социальных услуг, предоставляемых в рамках подготовки и сопровождения замещающих семей учреждениями социального обслуживания семьи и детей
По графику проверок
МСП НО, МО НО
Выявление и устранение нарушений, разработка рекомендаций по совершенствованию работы служб сопровождения семьи и ребенка в учреждениях социального обслуживания семьи и детей
5. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников
5.1.
Внесение в перечень показателей эффективности работы государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот следующего показателя: "Количество обучающихся и воспитанников, переданных в биологическую семью в течение календарного года"
2014 год
МО НО
Увеличение процента возврата воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в биологические семьи

Примечания:
МО НО <*> - министерство образования Нижегородской области.
МСП НО <**> - министерство социальной политики Нижегородской области.
МЗ НО <***> - министерство здравоохранения Нижегородской области.
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" <****> - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования".


------------------------------------------------------------------