По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 10.02.2014 по делу N 3-11/2014 <О признании недействующей части 2 статьи 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу № 3-11/2014

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - Яковлевой Ю.Д.
при секретаре судебного заседания - Т.М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижегородской области о признании недействующим ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области",

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
В обоснование заявления указал, что Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
Закон опубликован в газете "Правовая среда", № 143(1699), 05.12.2013 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 220(5313), 05.12.2013).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" в целях настоящего Закона под многоквартирным домом понимается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме.
На основании ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, управления многоквартирными домами, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, формирования и использования фонда многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
При этом, согласно ч. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещений в любом многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Дефиниция "многоквартирный дом" в федеральном законодательстве содержится лишь в указанном правовом акте и ее действие не ограничено вопросами признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, в связи с введением ч. 2 ст. 1 Закона из сферы его действия необоснованно исключаются те многоквартирные дома, квартиры которых не имеют выхода в места общего пользования.
Многоквартирные дома указанной категории на территории Нижегородской области имеются. Так, например, многоквартирные дома N№ 1 - 16 по ул. <...> г. Н.Новгорода состоят из 8 квартир, однако каждая из квартир имеет самостоятельный выход на земельный участок, прилегающий к дому. При этом в указанном многоквартирном доме имеется общее имущество (кровля, инженерные коммуникации, септик и др.), обязанность по надлежащему содержанию которого в т.ч. путем капитального ремонта возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах.
Исключение из сферы действия Закона такой категории домов повлечет нарушение прав граждан, в них проживающих, на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, указанное правовое регулирование осуществлено за пределами полномочий органов власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу требований ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" введен новый порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт распространена на собственников помещений всех многоквартирных домов.
Сужение круга лиц, на которых распространено действие вновь устанавливаемого порядка по сравнению с Жилищным кодексом Российской Федерации противоречит федеральному законодательству.
По мнению прокурора оспариваемое нормативно-правовое положение подлежит отмене, поскольку в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов категории граждан, проживающих в жилых помещениях, не имеющих самостоятельных выходов в помещения общего пользования в многоквартирном жилом доме.
Прокурор Яковлева Ю.Д. заявление прокурора Нижегородской области поддержала в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области - по доверенности С.Е.А., с заявлением прокурора Нижегородской области не согласилась. Пояснила, что Закон Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" принят в целях регулирования отдельных вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, а также порядка разработки и утверждения государственной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Часть 2 статьи 1 Закона области определила понятие многоквартирного дома как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме.
По мнению Прокурора области, данное определение понятия многоквартирного дома не соответствует аналогичному понятию, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку предполагает отнесение к многоквартирному дому лишь жилые дома, квартиры которых имеют самостоятельные выходы в помещения общего пользования, тогда как в постановлении Правительства Российской Федерации многоквартирным домом признана совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
По мнению Прокурора области, использование в правоприменительной практике данной формулировки нарушает права граждан, проживающих в многоквартирных домах, квартиры которых имеют самостоятельные выходы исключительно на земельные участки.
Однако, в Нижегородской области, особенно в сельской местности, достаточно большое количество многоквартирных домов, имеющих самостоятельный выход на прилегающие к дому земельные участки и не имеющие самостоятельного выхода в помещения общего пользования в таком доме. Особенно это характерно для сельских районов, имеющих застройку 2-х, 3-х квартирными домами. А использование определения многоквартирного дома в формулировке постановления Правительства Российской Федерации повлекло бы необходимость для граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах к обязанности уплаты взносов на капитальный ремонт.
Жилищный кодекс Российской Федерации не дает определения многоквартирного дома. Данное определение содержится лишь в указанном постановлении Правительства Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области установления требований к признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Понятие многоквартирного дома, данное в постановлении Правительства Российской Федерации может быть применима лишь к предмету регулирования данного постановления.
Кроме того постановление Правительства Российской Федерации принято в целях реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации, носит подзаконный характер и не содержит требования к распространению определения понятия многоквартирного дома на все жилищное законодательство.
Поскольку определение понятия многоквартирного дома не содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, применение субъектами Российской Федерации понятия многоквартирного дома, данного постановлением Правительства Российской Федерации в правовом регулировании организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не является обязательным.
Дополнительно сообщила, что в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры.
Указанное изменение, внесенное в Жилищный кодекс Российской Федерации соответствует идеологии Закона области в части определения понятия многоквартирного дома применительно к правоотношениям по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
В возражениях представитель Правительства Нижегородской области - Б.П.С. заявление прокурора Нижегородской области также не признала и указала, что нельзя согласиться с утверждениями прокурора, о том, что оспариваемая норма противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку содержащееся в ней понятие "многоквартирный дом" отлично от используемого в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с указанным Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
При этом в силу части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, должны соответствовать положениям Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Исходя из указанных норм права, актом, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которому может быть проверено содержание закона, принятого субъектом Российской Федерации, является федеральный закон. Однако в настоящее время федеральным законодателем ни в одном акте, принятом в форме закона, не определено понятие "многоквартирный дом".
Применение в этой связи понятия, используемого в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, противоречит предмету регулирования как данного правового акта, так и Закона, часть которого оспаривается.
Предметом регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 является регулирование отдельных процедур установления характеристик помещений, таких как жилое или нежилое, аварийное или нет.
В то время как предметом регулирования Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З в соответствии с частью 1 статьи 1 является регулирование отдельных вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, а также порядок подготовки и утверждения государственной региональной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Включение в текст данного акта оспариваемой нормы полностью соответствует полномочиям субъекта Российской Федерации, установленным как статьей 72 Конституции Российской Федерации, так и статьями 5 и частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Специфическим признаком многоквартирного дома, отличающим его от индивидуального жилого дома, является то, что единый комплекс жилого дома состоит из двух условных частей: первая - помещения (жилые и нежилые), которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, и вторая - общее имущество, находящееся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Исходя из изложенного, определение в оспариваемой норме многоквартирного дома как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, наличие общих внеквартирных помещений в качестве обязательной характеристики многоквартирного жилого дома содержится в иных правовых актах, в частности в приказе Минрегиона Российской Федерации от 27.02.2010 № 79 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета" или в "Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", утвержденном Госстроем России.
По мнению Правительства Нижегородской области оспариваемая прокурором Нижегородской области норма дословно воспроизводит содержание пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации не противоречит действующему законодательству. Исходя из существа заявленных требований, следует, что таковые направлены на то, чтобы орган законодательной власти субъекта Российской Федерации изменил или дополнил оспариваемый закон. Однако ни прокурору субъекта Российской Федерации, ни суду не предоставлено в соответствии с принципом разделения властей регулировать нормотворческую деятельность государственных органов Нижегородской области
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Яковлевой Ю.Д., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области - по доверенности С.Е.А., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности - Б.П.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
Закон опубликован в газете "Правовая среда", № 143(1699), 05.12.2013 (приложение к газете "Нижегородские новости", № 220(5313), 05.12.2013).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" в целях настоящего Закона под многоквартирным домом понимается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме.
Между тем ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" должна быть признана противоречащей федеральному закону и недействующей по следующим основаниям.
На основании п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу требований ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, управления многоквартирными домами, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, формирования и использования фонда многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
При этом, согласно ч. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Жилищным кодексом Российской Федерации также установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16).
Статья 16 этого Кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36 - 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного Кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Понятие многоквартирного жилого дома также закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу нет.
Сопоставив и проанализировав понятие "многоквартирный дом" содержащийся в ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" и в вышеуказанных федеральных нормативных правовых актах, судебная коллегия приходит к выводу, что понятие "многоквартирный дом" содержащиеся в ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" противоречит вышеуказанному федеральному законодательству, а потому должно быть признано недействующим.
Кроме того, в связи с введением ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" в нарушение вышеуказанного федерального законодательства, из сферы его действия необоснованно исключаются те многоквартирные дома, квартиры которых не имеют выхода в места общего пользования, но имеют самостоятельные выходы на прилегающий к жилому дому земельный участок, что влечет нарушение прав граждан, в них проживающих, на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Следовательно, указанное правовое регулирование осуществлено за пределами полномочий органов власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" введен новый порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт распространена на собственников помещений всех многоквартирных домов.
Сужение ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" круга лиц, на которых распространено действие вновь устанавливаемого порядка по сравнению с Жилищным кодексом Российской Федерации также противоречит федеральному законодательству.
Что же касается утверждений Законодательного Собрания Нижегородской области в отзыве, Правительства Нижегородской области в возражениях о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.12.2013 года № 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с нормативными правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры, наличие общих внеквартирных помещений в качестве обязательной характеристики многоквартирного жилого дома содержится в приказе Минрегиона Российской Федерации от 27.02.2010 № 79 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета", в "Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", то они не могут быть приняты во внимание, поскольку эти положения не регулируют вопрос понятие "многоквартирный дом".
Утверждение представителя Правительства Нижегородской области о том, что понятие "многоквартирный дом" в ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" дословно воспроизводит п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, также является необоснованным, поскольку из анализа п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не следует, что он дословно воспроизведен в ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Нижегородской области в полном объеме.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта действовали. На основании их возникли правоотношения, то судебная коллегия считает необходимым признать их противоречащими Федеральному закону и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия

РЕШИЛА:

Заявление прокурора Нижегородской области удовлетворить.
Признать противоречащей Федеральному закону и недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу ч. 2 ст. 1 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:
Г.И.ДОРОДНОВ


------------------------------------------------------------------