По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 22.12.2014 N 182 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие льняного комплекса в Нижегородской области на 2015 - 2020 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2014 г. № 182

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 12.05.2015 № 47)

В целях планирования мероприятий по софинансированию из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую программу "Развитие льняного комплекса в Нижегородской области на 2015 - 2020".
2. Отделу экономического анализа и прогнозирования и отделу интенсификации растениеводства обеспечить предоставление программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в целях участия в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.Н. Бархатова.

Министр
А.И.МОРОЗОВ





Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 22.12.2014 № 182

ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

(далее - Программа)
Список изменяющих документов
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 12.05.2015 № 47)

1. Паспорт Программы

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств регионального бюджета)
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод)
Наименование Программы
Экономически значимая программа "Развитие льняного комплекса в Нижегородской области на 2015 - 2020 годы"
Основание для разработки Программы
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
- Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280
Государственный заказчик Программы
Минсельхозпрод
Основные разработчики Программы
Минсельхозпрод
Цель Программы
Увеличение производства льна и льняной продукции в Нижегородской области
Основные задачи Программы
Задача 1. Повышение эффективности производства товаропроизводителей льна.
Задача 2. Техническая и технологическая модернизация льносеющих товаропроизводителей
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусмотрена в период с 2015 по 2020 год. Программа реализуется в один этап
Основные мероприятия Программы
Для решения основных задач Программой предусмотрен комплекс мероприятий:
- субсидирование части затрат льносеющим товаропроизводителям за произведенное льноволокно;
- субсидирование приобретения льносеющей и льноуборочной техники в размере 50% от их стоимости
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области
Исполнители основных мероприятий Программы
- Минсельхозпрод;
- сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории Нижегородской области
Объемы и источники финансирования
Потребность средств на финансирование мероприятий Программы на весь срок ее реализации до 2020 года составит 498,079 млн рублей, в том числе:
- за счет средств областного бюджета - 124,519 млн рублей, в том числе по годам:
2015 - 4,0 млн рублей,
2016 - 20,347 млн рублей,
2017 - 27,687 млн рублей,
2018 - 28,12 млн рублей,
2019 - 22,05 млн рублей,
2020 - 22,315 млн рублей;
- за счет внебюджетных источников - 373,56 млн рублей, в том числе:
2015 - 53,995 млн рублей,
2016 - 56,225 млн рублей,
2017 - 65,745 млн рублей,
2018 - 68,305 млн рублей,
2019 - 63,47 млн рублей,
2020 - 65,82 млн рублей
Индикаторы достижения цели Программы
- Увеличение валового сбора льноволокна до 2,5 тыс. тонн.
- Увеличение валового сбора семян льна-долгунца до 0,54 тыс. тонн.
- Рост урожайности льна-долгунца (волокна) до 8,0 ц/га.
- Увеличение площади посева льна-долгунца до 3,1 тыс. га
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Производство льна-долгунца (в пересчете на льноволокно) до 2,5 тыс. тонн;
приобретение 82 единиц техники;
увеличение валового сбора льносемян до 0,54 тыс. тонн;
увеличение рабочих мест на 12,7 процента

Таблица 1

Объемы финансирования Программы по годам и источникам

млн рублей
Наименование государственного заказчика
Источники финансирования
Годы реализации Программы
Всего за 2015 - 2020 годы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Всего, в том числе
57,995
76,572
93,432
96,425
85,52
88,135
498,079
Областной бюджет, в т.ч.
4,0
30,347
27,687
28,12
22,05
22,315
124,519
Капитальные вложения







НИОКР







Прочие расходы
4,0
30,347
27,687
28,12
22,05
22,315
124,519
Прочие источники, в т.ч.
53,995
56,225
65,745
68,305
63,47
65,82
373,56
Капитальные вложения
14,435
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
104,61
НИОКР







Прочие расходы
39,56
41,51
43,69
46,28
47,78
50,13
268,95

2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа. Анализ ситуации и потенциал
развития производства льна

Программа "Развитие льняного комплекса в Нижегородской области на 2015 - 2020 годы" разработана в соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280. Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии развития отрасли льноводства в Нижегородской области. Программа направлена на достижение приоритетных целей развития агропромышленного комплекса области, обозначенных Минсельхозпродом, по проведению государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.
Лен - традиционная техническая культура в Нижегородской области.
Ранее возделыванием льна занимались хозяйства 13 левобережных районов на площади 25 тысяч га.
Мощная сырьевая база обеспечивала работу 11 льнозаводов, которые в свою очередь поставляли волокно на 5 текстильных предприятий льняной промышленности области.
Пик развития льноводства приходится на довоенный период: в 1940 году лен сеяли в 19 районах области на площади 48 тысяч га.
В 1986 - 1990 годах по области в среднем за год лен высевался на площади 18,8 тысячи га, в 1990 году - на площади 16,1 тысячи га, но с 1991 года посевные площади подо льном резко сократились до 2,5 - 3,0 тысячи га. Минимальная посевная площадь льна пришлась на 2005 год и составила 2,1 тысячи га. Однако благодаря возрастающей поддержке Правительства Нижегородской области в регионе наблюдается постепенное увеличение посевных площадей льна-долгунца. В 2013 году площадь льна составила 4,2 тысячи та. Неблагоприятные погодные условия 2014 года позволили посеять лен лишь на площади 2,6 тысячи га.
Лен-долгунец в Нижегородской области возделывается в левобережной зоне. Основными районами, производящими лен, являются: Шарангский, Тонкинский районы и городской округ Семеновский. Порядка 90% посевных площадей сосредоточено в Шарангском и Тонкинском районах.
В 2013 году общая посевная площадь льна-долгунца в Нижегородской области составила 4158 га, в 2014 году она составила 2643 га.
Валовой сбор льноволокна в 2013 году составил 3,8 тыс. тонн, в 2014 году только 1,5 тыс. тонн.
Отрасли льноводства в области уделяется большое внимание.
Производство льна-долгунца в течение 2 последних лет без учета прямых субсидий нерентабельно (рентабельность производства льноволокна по 2013 году составила минус 67,7%, льносемян - минус 2,8%), а с учетом дотаций рентабельность производства льноволокна в 2013 году составила 59,3 процента, льносемян 40,5 процента соответственно.
В 2013 году Правительством Нижегородской области из средств областного бюджета на эти цели выделено 14,8 млн рублей. Субсидии предоставлялись из расчета 5250 рублей за 1 тонну произведенного льна-долгунца в переводе на льноволокно. В 2014 году субсидии составили 7,57 млн рублей.
Основной проблемой, тормозящей развитие отрасли льноводства, были трудности с реализацией льноволокна. При производстве тканей в качестве основного натурального компонента использовалось хлопковое волокно (Узбекистан). Кроме того, рынок единообразно был заполнен более дешевым волокном белорусского и китайского производства.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. В связи с увеличением потребления волокна в Китае и Белоруссии, замены хлопка льном в России спрос на льноволокно внутри страны вырос. Поэтому перед нами стоит задача увеличить объемы производства волокна льна-долгунца.
Отстает материально-техническая база льноводства. Имеющаяся в хозяйствах техника для возделывания и уборки льна устарела, физически изношена. Технологическое оборудование не на всех предприятиях по первичной переработке льна соответствует современным требованиям и не может обеспечивать выпуск качественной конкурентоспособной продукции.
Дальнейшего улучшения требует работа по совершенствованию технологии возделывания и уборки льна. Для внедрения в производство принципиально новых технологий требуется закупить необходимый набор машин и оборудования, привлечь к этому заинтересованные организации.
Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, имеется ряд фундаментальных предпосылок для достижения конкурентоспособности продукции Нижегородской области в льняной отрасли Российской Федерации:
- агроклиматические условия северных районов Нижегородской области благоприятны для выращивания льна;
- наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными организациями области;
- наличие предприятий по первичной переработке льноволокна.
Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья.
Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.
Развитие производства льноволокна тормозится из-за недостатка мощностей первичной переработки льнозаводов и значительной изношенности оборудования на существующих льнозаводах, а также высокого износа специализированной техники в сельскохозяйственных предприятиях по выращиванию льна.
Главным препятствием успешной реализации имеющегося потенциала для устойчивого развития льняного комплекса как России, так и Нижегородской области является устаревшая материально-техническая база льнозаводов, а также недостаточный уровень технического оснащения отрасли.
Это обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном виды деятельности: от селекции семян до выпуска готовой продукции.
Специализированные организации региона по производству и подготовке семян закладывают основу устойчивого производства волокна льна. Потребность агропромышленного комплекса Нижегородской области в специализированных организациях по производству льноволокна и подготовке семян отражена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика льносеменоводческих станций
в Нижегородской области на 01.12.2014

Льносеменоводческая станция
Адрес
Форма собственности
Действующая или нет (законсервирована)
Перспективы модернизации и ремонта, потребность в средствах для этого
Если выбывшая из работы, то подлежит ли ремонту и реконструкции, изменила ли профиль деятельности
МП Уренского муниципального района "Семеноводческая станция Уренская"
Нижегородская область, г. Урень, ул. Нагорная, д. 1
муниципальная
действующая
имеется возможность модернизации
-

Состояние льнозаводов, их соответствие современным требованиям во многом определяет эффективность их работы. Характеристики льнозаводов Нижегородской области представлены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика льнозаводов в Нижегородской области
на 01.12.2014

Льнозавод
Адрес
Форма собственности
Действующий или нет (законсервированный)
ОАО "Северный шелк"
606570, Ковернинский район, р.п. Ковернино, ул. Заречная, д. 20
частная
действующий
ЗАО "Тонкинский льнозавод"
606822, Тонкинский р-н, с. Бердники
частная
действующий
ООО "Эко-Продукт"
606840, Шарангский район, р.п. Шаранга, ул. Советская, д. 88
частная
действующий
ООО "Агрофирма Нива"
606981, Тонкинский район, с. Б.Содомово, ул. Школьная, д. 2
частная
действующий

Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов и оборудования приводит к низкой урожайности льна-долгунца. Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна-долгунца, технологического оборудования в организациях льняного комплекса Нижегородского региона приведен в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Анализ степени изношенности специального технологического
оборудования в организациях льняного комплекса
Нижегородской области на 01.12.2014

Льносеменоводческие станции
Льнозаводы
Возраст
Оборудование в % к общему итогу
Возраст
Оборудование в % к общему итогу
До 10 лет

До 10 лет

От 10 до 20

От 10 до 20

Более 20 лет
100
Более 20 лет
100

Таблица 5

Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных
машин по выращиванию и уборке льна-долгунца
в сельскохозяйственных организациях на 01.12.2014

Наименование техники
Наличие техники, находящейся в эксплуатации свыше 8 лет, в % от общего количества
Сеялка комбинированная СКЛ-3,6
100
Льноуборочный комбайн
83
Льнотеребилка
75
Оборачиватель лент льна
75
Пресс-подборщик рулонный
50
Подборщик-очесыватель
-
Ворошилка лент льна
85
Порцеобразователь
100
Погрузчик рулонов
75
Сушилки льновороха
75
Молотилка льняного вороха
50
Семяочистительная машина
67

Вследствие сильной изношенности и технологической отсталости предприятия отрасли льноводства Нижегородской области не способны в достаточном объеме вырабатывать высококачественное льноволокно, в котором нуждается текстильная промышленность.

3. Цель и задачи Программы

Цель Программы - увеличение производства льна в Нижегородской области.
Эффективно используя имеющиеся естественные преимущества, государственную поддержку и привлекая внебюджетные инвестиционные средства, льноводческий комплекс Нижегородской области сможет в перспективе стать источником увеличения налоговых поступлений, что соответствует стратегии развития региона по созданию новых рабочих мест.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- повышение эффективности производства товаропроизводителей льна;
- техническая и технологическая модернизация льносеющих товаропроизводителей.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы предусмотрена в период с 2015 по 2020 год. Программа реализуется в один этап.

5. Управление Программой и механизм ее реализации

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхозпрод.
Система управления реализацией Программы включает:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы является Минсельхозпрод;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Минсельхозпрод в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию данной Программы;
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в случае подписания между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ. Подписание соглашения осуществляется после прохождения Программы в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

6. Система программных мероприятий

Реализация программных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность отрасли льноводства Нижегородской области, создать условия для ее устойчивого развития.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на увеличение производства льна-долгунца и обеспеченности сырьем предприятий первичной переработки льна.
1. Субсидирование части затрат льносеющим товаропроизводителям за произведенное льноволокно.
Внедрение в производство инновационных технологий необходимо в целях создания конкурентоспособного льнопроизводства для формирования высококачественной, экологически безопасной сырьевой базы льна.
Приоритетными направлениями поддержания необходимого технического уровня производства льна-долгунца и освоения современных технологий являются:
- агротехника возделывания, достаточное и полноценное внесение в льняных севооборотах органических и минеральных удобрений, сбалансированное применение средств защиты растений, включая предпосевную обработку семян новыми высокоэффективными протравителями, обеспечение ГСМ, применение передовых технологий производства льна-долгунца и другие меры проведения посевных и уборочных работ, первичной переработки;
- внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов, а также разработка технологии их возделывания. Сорт был и остается самым дешевым и наиболее доступным средством повышения урожайности и улучшения качества производимой продукции;
- интегральная защита льна-долгунца. Ежегодно при возделывании льна-долгунца вредители, болезни и сорняки наносят существенный ущерб урожаю за счет снижения количества и качества льноволокна и семян. На снижение потерь урожая от вредных объектов играет агротехнический метод: освоение севооборотов, выбор предшественника, система обработки почвы, внесение удобрений, оптимальные сроки сева, подготовка посевного материала, возделывание устойчивых к вредителям и болезням сортов. Эффективным методом защиты растений является химический, который проводится по результатам фитосанитарного обследования и должен быть обоснованным.
Потребность льноводческих хозяйств Нижегородской области в топливе, удобрениях, химических средствах защиты растений, элитных семенах и технике представлена в таблице 6, обеспеченность льноводческих хозяйств семенами на необходимую площадь посева - в таблице 7.

Таблица 6

Потребность льноводческих хозяйств региона в топливе,
удобрениях, химических средствах защиты растений (ХСЗР)
согласно Программе

Вид ресурса
Годы реализации Программы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Топливо:






- дизельное, т
460
490
520
550
580
610
- бензин, т
110
120
130
140
150
160
Удобрения, тонн д.в.
450,29
455,30
483,00
516,48
522,3
550,2
ХСЗР, тонн
7,48
7,7
7,98
8,25
8,25
8,58
Оригинальные и элитные семена, тонн
71,5
74,1
74,1
76,6
76,6
79,1
Техника, всего, шт.
12
14
14
14
14
14
в том числе:






Льносеялки

1
1
2
2
2
Льноуборочные комбайны
2
2
3
3
2
2
Льнотеребилки
3
4
4
3
3
3
Льномолотилки
1
1
1
1
2
2
Оборачиватель лент льна
1
1
1
1
1
1
Вспушиватель льна
2
2
1
1
1

Пресс-подборщик
2
2
1
1
1
1
Льноворошилки
1
1
1
1
1
1
Сушилка льняного вороха


1
1
1
1

Таблица 7

Обеспеченность льноводческих хозяйств Нижегородской области
семенами маточной элиты, суперэлиты, элиты и необходимая
площадь посева согласно Программе

Репродукция семян
2013
2014
2015
2016
2017
Обеспеченность, тонн
Маточная элита
2,0
5,0
5,0
5,2
5,2
Суперэлита
7,4
10,5
10,5
10,9
10,9
Элита
54,0
56,0
56,0
58,0
58,0
Необходимая площадь посева, га
Маточная элита
76,9
99,7
99,7
103,3
103,3
Суперэлита
135,0
175,0
175,0
181,3
181,3
Элита
675,0
700,0
700,0
725,0
725,0

Потребность в финансовых средствах льносеющих товаропроизводителей на приобретение топлива, удобрений, химических средств защиты растений (ХСЗР), элитных семян представлена в таблице 8.

Таблица 8

Вид ресурса
Годы реализации Программы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Валовый сбор льна-долгунца в переводе на льноволокно, тыс. тонн
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Финансовые средства из областного бюджета:

Субсидии на поддержку производства льна за 1 тонну произведенного льноволокна, млн руб.
4,0
5,632
5,632
6,095
6,36
6,625
Субсидии на возмещение части затрат в размере 50% по приобретению техники, млн руб.
0
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
Всего средств из областного бюджета, млн руб.
4,0
20,347
27,687
28,12
22,05
22,315
Затраты сельхозпроизводителей на производство льна, млн руб.
в том числе
39,56
41,51
43,69
46,28
47,78
50,13
- топливо
21,4
22,9
24,4
26,0
27,4
28,9
- удобрения
7,1
7,2
7,6
8,2
8,3
8,7
- ХСЗР
7,48
7,7
7,98
8,25
8,25
8,58
- оригинальные и элитные семена
3,58
3,71
3,71
3,83
3,83
3.95
Затраты на приобретение техники, млн руб.
14,435
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
Всего затрат сельхозпроизводителей, млн руб.
53,995
56,225
65,745
68,305
63,47
65,82

2. Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат по приобретению техники для возделывания и уборки льна-долгунца.
Оснащение льносеющих хозяйств в полной потребности льносеялками, льнокомбайнами, подборщиками-очесывателями, оборачивателями лент, рулонными пресс-подборщиками, погрузчиками рулонов, оборудованием для сушки и переработки льняного вороха позволит значительно повысить производительность льноводства за счет роста энерговооруженности труда и энергообеспеченности одного гектара пашни.
Сельхозпредприятиям, осуществляющим производство льна-долгунца, будет выплачиваться из областного бюджета компенсация 50% стоимости за приобретенную технику.
Отсутствие у сельскохозяйственных организаций собственных оборотных средств для своевременной закупки новой высокопроизводительной техники по выращиванию и уборке льна-долгунца иногда не позволяет оперативно провести уборочные работы, чтобы избежать негативное влияние неблагоприятных погодных условий. Парк специальной сельскохозяйственной техники для льноводства имеет степень износа 75 - 90%, поэтому он не способен обеспечить проведение посева, технологических работ по уходу за посевами льна и его уборку в оптимальные агротехнические сроки.
Потребность в финансовых средствах по приобретению техники по выращиванию льна-долгунца представлена в таблице 9.

Таблица 9

Вид техники
Годы реализации Программы
Всего за 2015 - 2020 годы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Сеялки льняные

0,25
0,25
0,5
0,5
0,5
2,0
Льноуборочные комбайны
26,0
26,0
39,0
39,0
26,0
26,0
182,0
Льнотеребилки
0,93
1,24
1,24
0,93
0,93
0,93
6,2
Льномолотилки
0,33
0,33
0,33
0,33
0,66
0,66
2,64
Оборачиватели
0,23
0,23
0,23
0,23
0,23
0,23
1,38
Льноворошилки
0,14
0,14
0,14
0,14
0,14
0,14
0,84
Пресс-подборщики
0,72
0,72
0,36
0,36
0,36
0,36
2,88
Вспушиватели
0,52
0,52
0,26
0,26
0,26
0,26
2,08
Сушилки льняного вороха


2,3
2,3
2,3
2,3
9,2
Требуется всего финансовых средств, млн рублей
28,87
29,43
44,11
44,05
31,38
31,38
209,22

Сведения о степени изношенности специального технологического оборудования организаций области на 01.12.2014 приведены в таблице 10.

Таблица 10

Анализ степени изношенности специального технологического
оборудования в организациях льняной отрасли
Нижегородской области на 01.12.2014

Льносеменоводческие станции
Льнозаводы
возраст
оборудование в % к общему итогу
возраст
оборудование в % к общему итогу
До 10 лет
-
До 10 лет
25
От 10 до 20
-
От 10 до 20
-
Более 20 лет
100
Более 20 лет
75

Потребность организаций льняной отрасли региона в специальном технологическом оборудовании на 01.12.2014, учитывая полное обеспечение семенами на всю запланированную площадь, отражается в таблице 11.

Таблица 11

Потребность сельхозтоваропроизводителей льняной отрасли
Нижегородской области в специальном технологическом
оборудовании на 01.12.2014, учитывая полное обеспечение
семенами на всю запланированную площадь

Вид оборудования
Число, шт.
Производительность оборудования
Стоимость единицы, тыс, руб.
Общая стоимость, тыс. руб.
Льносеменоводческие станции
Петкус Гигант
3
250 кг/час
1500
4500
Напольная сушилка
1
250 кг/час
1700
1700

Выполнение работ по техническому и технологическому переоснащению сферы первичной переработки в Нижегородской области будет способствовать восстановлению наиболее слабого звена в производственной цепи льняной отрасли - первичной переработки льна-долгунца.

Перечень Программных мероприятий представлен в таблице 12.

Таблица 12

№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), млн рублей

2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
Цель. Увеличение производства льна и льняной продукции в Нижегородской области
Всего, в т.ч.:
57,995
76,572
93,432
96,425
85,52
88,135
498,079
областной бюджет
4,0
20,347
27,687
28,12
22,05
22,315
124,519
внебюджетные источники
53,995
56,225
65,745
68,305
63,47
65,82
373,56
Задача 1. Повышение эффективности производства товаропроизводителей льна
Всего, в т.ч.:
43,56
47,142
49,322
52,375
54,14
56,755
303,294
областной бюджет
4,0
5,632
5,632
6,095
6,360
6,625
34,344
внебюджетные источники
39,56
41,51
43,69
46,28
47,78
50,13
268,95
1.1.
Предоставление субсидий части затрат льносеющим товаропроизводителям за произведенное льноволокно
Прочие расходы
2015 - 2020 годы
Минсельхозпрод
Всего, в т.ч.:
43,56
47,142
49,322
52,375
54,14
56,755
303,294
областной бюджет
4,0
5,632
5,632
6,095
6,360
6,625
34,344
внебюджетные источники
39,56
41,51
43,69
46,28
47,78
50,13
268,95
Задача 2. Техническая и технологическая модернизация льносеющих товаропроизводителей
Всего, в т.ч.:
14,435
29,43
44,11
44,05
31,38
31,38
194,785
областной бюджет
0
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
90,175
внебюджетные источники
14,435
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
104,61
2.1.
Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат по приобретению техники для возделывания и уборки льна-долгунца
Прочие расходы
2015 - 2020 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в т.ч.:
14,435
29,43
44,11
44,05
31,38
31,38
194,785
областной бюджет
0
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
90,175
внебюджетные источники
14,435
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
104,61

7. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, а также за счет внебюджетных источников - собственных и заемных средств юридических и физических лиц.
Из областного бюджета, в целях увеличения объемов производства льноволокна, предполагается предоставление субсидий на возмещение части затрат льносеющим товаропроизводителям за произведенное льноволокно и по приобретению техники для возделывания и уборки льна-долгунца.
Контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления осуществляют органы государственного финансового контроля и Минсельхозпрод.

Таблица 13

Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и его источники, млн рублей

№ п/п
Наименование мероприятия
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), млн рублей
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего
1
2
6
8
9
10
11
12
13
14
1.1
Предоставление субсидий части затрат льносеющим товаропроизводителям за произведенное льноволокно
Всего, в т.ч.:
43,56
47,142
49,322
52,375
54,14
56,755
303,294
областной бюджет
4,0
5,632
5,632
6,095
6,36
6,625
34,344
внебюджетные источники
39,56
41,51
43,69
46,28
47,78
50,13
268,95
2.1
Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат по приобретению техники для возделывания и уборки льна-долгунца
Всего, в т.ч.:
14,435
29,43
44,11
44,05
31,38
31,38
194,785
областной бюджет
0
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
90,175
внебюджетные источники
14,435
14,715
22,055
22,025
15,69
15,69
104,61

Всего по Программе
Всего, в т.ч.:
57,995
76,572
93,432
96,425
85,52
88,135
498,079
областной бюджет
4,0
20,347
27,687
28,12
22,05
22,315
124,519
внебюджетные источники
53,995
56,225
65,745
68,305
63,47
65,82
373,56

8. Индикаторы достижения цели Программы

Достижение цели Программы возможно при условии увеличения урожайности и валового сбора льна-долгунца, применения современной техники, а также проведения модернизации и реконструкции мощностей по первичной переработке льноволокна.
Основные индикаторы реализации Программы отражены в таблице 14.

Таблица 14

Индикаторы достижения цели Программы

Наименование индикатора
Ед. изм.
2013 (факт)
2014 (факт)
Годы реализации Программы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Валовой сбор льноволокна
тыс. тонн
3,8
1,5
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Валовой сбор семян льна-долгунца
тыс. тонн
0,29
0,25
0,4
0,43
0,46
0,49
0,51
0,54
Площадь посева
тыс. га
4,1
2,6
2,7
2,8
2,9
3
3
3,1
Урожайность льна-долгунца (волокна)
ц/га
10,4
5,7
7,7
7,8
7,8
7,8
8
8
Выручка от реализации льна-долгунца
млн руб.
8,77
4,534
10,58
18,55
22,4
26,4
31,71
37,65
Прирост выручки от реализации льна-долгунца (в ценах предыдущего года)
%

-21,8
20,7
75,3
20,8
17,8
20,1
18,7
Среднегодовая численность работников льноводства
чел.
268
266
293
295
300
300
300
302
Прирост численности работников, занятых в льноводстве
чел.
x
-2
25
2
5
0
0
2
%
x
0,75
10,15
0,68
1,69
0
0
0,67

9. Показатели непосредственных результатов
реализации Программы

В результате реализации программных мероприятий будет обеспечено к 2020 году:
- увеличение валового сбора льноволокна до 2,5 тыс. тонн;
- увеличение валового сбора семян льна-долгунца до 0,54 тыс. тонн;
- рост урожайности льна-долгунца (волокна) до 8,0 ц/га;
- увеличение площади посева льна-долгунца до 3,1 тыс. га;
- увеличить объем производства льноволокна до 2070 тонн;
- приобрести сельхозпроизводителями льносеющей и льноуборочной техники в количестве 82 шт.;
- увеличить выручку от реализации льноволокна до 21,63 млн рублей;
- повысить доходы областного и местного бюджетов;
- обеспечить рост занятости населения, трудоустройства молодых специалистов на 12,7%.

Таблица 15

Наименование индикатора
Ед. изм.
2013 (факт)
2014 (факт)
Годы реализации Программы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Производство льна-долгунца
Площадь посева
тыс. га
4,1
2,6
2,7
2,8
2,9
3,0
3,0
3,1
Урожайность льна-долгунца (волокна)
ц/га
10,4
5,7
7,7
7,8
7,8
7,8
8,0
8,0
Валовой сбор семян льна-долгунца
тыс. тонн
0,3
0,25
0,4
0,43
0,46
0,49
0,51
0,54
Валовой сбор льноволокна
тыс. тонн
3,8
1,5
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5

Кроме того, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест в сельских территориях и малых городах льносеющих районов Нижегородской области, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве. Успешное развитие сельскохозяйственного производства и первичной переработки льносырья увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.

Таблица 16

Численность занятых в сельскохозяйственном производстве в
отрасли льноводства в период реализации Программы, человек

Наименование показателей
Факт
Факт
Годы реализации Программы
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Количество рабочих, занятых в сельскохозяйственном производстве на выращивании льна-долгунца
226
226
227
229
230
230
230
232
Количество рабочих, занятых в переработке льнопродукции
42
40
66
66
70
70
70
70
Численность занятых в льноводстве
268
266
293
295
300
300
300
302
Прирост численности:









чел.
-2
25
2
5
0
0
2

%
0,75
10,15
0,68
1,69
0
0
0,67

Темпы прироста производства продукции льняного комплекса на период реализации Программы отражаются в таблице 17.

Таблица 17

Темпы прироста производства продукции льняного комплекса
на период реализации целевой Программы

Наименование индикатора
Годы реализации Программы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Площадь посева, тыс. га
2,7
2,8
2,9
3,0
3,0
3,1
Урожайность льна-долгунца (волокна), ц/га
7,7
7,8
7,8
7,8
8,0
8,0
Валовой сбор семян, тыс. тонн
0,4
0,43
0,46
0,49
0,51
0,54
Валовой сбор льноволокна, тыс. тонн
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Выработка волокна, тонн
1870
1870
1870
2070
2070
2070

Таблица 18

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами
льна-долгунца, по годам реализации Программы

Наименование индикатора
Ед. изм.
2013 факт
2014 факт

2015
2016
2017
2018
2019
2020
Валовой сбор волокна
тыс. тонн
3,8
1,5
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов
в том числе удельный вес площади, засеваемой элитными семенами льна-долгунца, в общей площади посевов льна
%
19,0
12,0
12,5
13,0
13,5
14,0
14,5
15
%
11,0
8,9
9,2
9,4
9,6
9,8
10,0
10,2

10. Оценка эффективности реализации Программы

Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выражается через увеличение валового сбора льна-долгунца в перерасчете на льноволокно, льносемян, выработки льноволокна. Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития отрасли льноводства, что позволит обеспечить сырьем льноперерабатывающие предприятия. Данные по выручке от реализации семян льна и льнотресты представлены в таблицах 19, 20 и 21.

Таблица 19

Расчеты выручки от реализации семян и льнотресты в
сельскохозяйственных организациях Нижегородской области

Наименование показателей
Факт
Прогноз
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Валовой сбор семян льна-долгунца, тыс. т
0,33
0,29
0,25
0,4
0,43
0,46
0,49
0,51
0,54
Реализация семян льна-долгунца, тыс. т
0,11
0,2
0,034
0,32
0,34
0,37
0,39
0,41
0,43
Затраты на производство 1 тонны семян льна-долгунца, руб./т
19201,6
26392,5
28320,0
31934,9
35128,4
38641,3
42505,4
46755,9
51431,5
Всего затрат на производство семян, млн руб.
6,32
7,73
5,31
12,77
15,11
17,77
20,83
23,85
27,77
Затраты на реализованную 1 тонну семян льна-долгунца, руб./т
28186,1
26230,9
33065,5
30879,0
33349,3
36017,3
38898,7
42010,6
45371,4
Всего затрат на реализованные семена, млн руб.
3
5,16
1,111
9,88
11,47
13,25
15,25
17,14
19,60
Цена реализации 1 тонны семян льна-долгунца, руб./т
38759,4
25508,6
57321,4
30865,4
33951,9
37347,1
41081,9
45190,0
49709,0
Выручка от реализации семян льна-долгунца, млн руб.
4,12
5,01
1,926
9,88
11,68
13,74
16,10
18,44
21,47
Валовая прибыль от реализации семян, млн руб.
1,12
-0,14
+0,815
0,00
0,21
0,49
0,86
1,30
1,87
Валовой сбор льноволокна, тыс. тонн
1,9
1,3
1,5
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Реализация льноволокна, тыс. тонн
1,9
1,3
0,349
2,1
2,2
2,2
2,3
2,4
2,5
Затраты на производство 1 тонны тресты в пересчете на волокно льноволокна, руб./тонн
6958,5
10421,4
11555,9
12609,9
13870,9
15258,0
16783,8
18462,1
20308,4
Всего затрат на производство льноволокна, млн руб.
12,94
14,05
4,033
26,48
30,52
33,57
38,60
44,31
50,77
Затраты на реализованное льноволокно, руб./тонн
6516,4
8637,9
7028,7
10028,6
10780,7
11589,3
12458,5
13392,9
14397,4
Всего затрат на реализованное льноволокно, млн руб.
12,12
11,6
2,453
21,06
23,72
25,50
28,65
32,14
35,99
Цена реализации 1 тонны тресты в пересчете на волокно, руб./тонн
3818,1
2786,6
7472,8
4130,0
4873,4
5750,6
6785,7
8007,2
9448,4
Выручка от реализации льноволокна, млн руб.
7,1
3,76
2,608
8,67
10,72
12,65
15,61
19,22
23,62
Валовая прибыль от реализации тресты в пересчете на льноволокно, млн руб.
-5,02
-7,89
+0,155
-12,39
-13,00
-12,85
-13,05
-12,93
-12,37

Уровень выручки и рентабельности льноволокна на льнозаводах
по годам реализации Программы

Таблица 20

Наименование

2012 (факт)
2013 (факт)
2014 (факт)
2015 (прогноз)
2016 (прогноз)
2017 (прогноз)
2018 (прогноз)
2019 (прогноз)
2020 (прогноз)
Выработка льноволокна на льнозаводах, тонн, в том числе:
1 800
1 800
1 850
1 870
1 870
1 870
2 070
2 070
2 070
длинное волокно
594
594
61 1
617
617
617
683
683
683
короткое волокно
1 206
1 206
1 240
1 253
1 253
1 253
1 387
1 387
1 387
Затраты на выработку 1 тонны волокна, руб./тонн
22 898
24 409,1
24 799,6
25 816,4
26 874,9
27 949,8
28 005,7
28 789,9
29 365,7
Всего затрат на выработку, млн руб.
41,22
43,94
45,88
48,28
50,26
52,27
57,97
59,60
60,79
Цена реализации 1 тонны волокна, руб./тонн, в том числе:
29 539,6
30 721,1
31 181,9
32 429,2
33 726,4
35 075,5
35 075,5
36 478,5
37 937,6
длинное волокно
37 000,0
38 480,0
39 057,2
40 619,5
42 244,3
43 934,0
43 934,0
45 691,4
47 519,1
короткое волокно
25 865,0
26 899,6
27 303,1
28 395,2
29 531,0
30 712,3
30 712,3
31 940,8
33 218,4
Выручка от реализации волокна на льнозаводах, млн руб., в том числе:
53,17
55,30
57,69
60,64
63,07
65,59
72,61
75,51
78,53
длинное волокно
21,98
22,86
23,84
25,07
26,07
27,11
30,01
31,21
32,46
короткое волокно
31,19
32,44
33,84
35,58
37,00
38,48
42,59
44,30
46,07
Валовая прибыль от реализации льноволокна на льнозаводах, млн руб.
11,96
11,36
11,81
12,37
12,81
13,32
14,63
15,92
17,74
длинное волокно
0,12
0,08
0,08
0,15
0,21
0,26
0,25
0,23
0,51
короткое волокно
1,02
1,38
1,39
3,06
4,36
6,00
5,35
4,48
4,95
Рентабельность, %
29,0
25,9
25,7
25,6
25,5
25,5
25,2
26,7
29,2

Таблица 21

Показатель прироста выручки льняного комплекса
Нижегородской области по Программе в %

Наименование показателей
Факт
Прогноз
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Выручка от реализации семян льна-долгунца, млн руб.
4,12
5,01
1,926
9,88
11,68
13,74
16,10
18,44
21,47
Выручка от реализации тресты в пересчете на волокно льноволокна, млн руб.
7,10
3,76
2,608
8,67
10,72
12,65
15,61
19,22
23,62
Суммарная выручка
11,22
8,77
4,534
18,55
22,40
26,40
31,71
37,65
45,10
Процент прироста выручки от реализации, %

-21,8
-48,3
75,3
20,8
17,8
20,1
18,7
19,8

Развитие отрасли льняного комплекса направлено на создание эффективной технологической цепочки: производство сырья - первичная переработка. Это обеспечит выпуск качественного длинного волокна, масла пищевого и технического и других видов новой продукции (ваты медицинской, котонизированного льноволокна, нетканых материалов, углерода технического, целлюлозы), востребованной текстильной, пищевой, медицинской, химической, фармацевтической, строительной, оборонной отраслями национальной экономики.
Таким образом, устойчивое развитие льняного комплекса Нижегородской области будет оказывать положительное влияние на развитие сопряженных отраслей экономики в части создания надежной сырьевой базы.
Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программных мероприятий характеризует коэффициент общей эффективности, определяющий соотношение конечных результатов выращивания льна-долгунца в перерасчете на льноволокно (прироста выручки от реализации продукции) и бюджетных расходов по Программе.

Таблица 22

Эффективность реализации Программы

Показатель
2014 год (факт)
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего с 2015 по 2020 год
2020 год к 2014 году, %
Выручка от реализации льна-долгунца (в ценах текущего года), млн рублей (ТП)
4,534
18,55
22,40
26,40
31,71
37,65
45,10
x
994,7
Прирост выручки от реализации льна-долгунца, тыс. рублей 
x
14,016
3,85
4,0
5,31
5,94
7,45
40,566
x
Объем расходования бюджетных средств по Программе, млн рублей (Ф)
x
4,0
20,347
27,687
28,12
22,05
22,315
140,519
x
Общая эффективность расходования бюджетных средств, % 
x
350,4
18,9
14,4
18,9
26,9
33,4
28,9
x

За период реализации Программы прирост выручки от реализации продукции прогнозируется в сумме 40,566 млн рублей, потребность финансирования мероприятий из средств бюджета Нижегородской области составляет 124,519 млн рублей. Коэффициент общей эффективности расходования бюджетных средств имеет положительную направленность.
Развитие такой традиционной подотрасли сельского хозяйства области, как льноводство, имеет важное значение для сохранения уникального опыта возделывания и переработки этой технической культуры, использования людских и технических ресурсов с высокой степенью эффективности, темпов технического и технологического перевооружения льноперерабатывающей промышленности, обеспечения работой и доходами значительной части населения, позволяет надеяться на позитивное решение вопросов продовольственной безопасности региона и страны.

11. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию
Программы, и мероприятия по их снижению

Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками, связанными с природно-климатическими условиями, макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами, не поддающимися управлению в рамках реализации Программы.
В процессе осуществления мероприятий Программы возможные риски, связанные, прежде всего, с погодными условиями, не поддающиеся управлению в рамках Программы. В результате аномальных погодных условий существует вероятность снижения валового сбора, урожайности и качества льноволокна и, как следствие этого, недополучение намечаемых объемов производства льноволокна (форс-мажор).
Недостаточные объемы финансирования сельскохозяйственными производителями за счет собственных и заемных средств, что негативно отразится на решении задачи по техническому и технологическому переоснащению отрасли, что не позволит достичь намеченной цели.
Неблагоприятная для села конъюнктура рынка товаров и услуг (повышение стоимости горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на семена, железнодорожные и автотранспортные перевозки, которые могут привести к существенному удорожанию производства льноволокна, снижению рентабельности возделывания данной культуры и сокращению посевных площадей.
Отсутствие у организаций льняной отрасли залогового обеспечения для получения среднесрочных кредитных средств негативно отразится на решении задачи по техническому и технологическому переоснащению отрасли, что не позволит достичь намеченной цели.
Риск в сфере сбыта продукции льняного комплекса.
Оценка последствия влияния на результаты реализации Программы и принятие упреждающих мер по возможным рискам макроэкономического характера, обязательствам при вступлении России в ВТО, конъюнктуры мирового рынка льняного волокна и мировых цен на нефть связаны с определенными трудностями.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования за счет всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне.

12. Методика оценки эффективности Программы

Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются следующие показатели (в целом за период реализации Программы и за предыдущий год):
- валовой объем производства льноволокна;
- выручка от реализации продукции;
- затраты на производство продукции.
Результатом реализации Программы является планируемый прирост валового объема производства продукции льноволокна и дополнительная валовая прибыль, которая будет получена за период реализации.

13. Система организации контроля за исполнением Программы

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет Минсельхозпрод.


------------------------------------------------------------------