По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 16.10.2014 N 158 "Об утверждении программы "Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских хозяйств на 2015 - 2020 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 16 октября 2014 г. № 158

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ОКАЗАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ
И РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

В целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015 - 2020 годы".
2. Ответственным за реализацию мероприятий программы назначить заведующего сектором развития малых форм хозяйствования Главинскую С.М.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
А.И.МОРОЗОВ





Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 16.10.2014 № 158

ПРОГРАММА
"ОКАЗАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ
И РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ "ОКАЗАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ
ФЕРМЕРОВ И РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Наименование программы
Программа
"Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015 - 2020 годы"
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта
Министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 16.10.2014 № 158
Цель и задачи
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области, увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшее распространение на территории области.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
1. Проведение подготовительных мероприятий по определению возможных участников программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм;
2. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
3. Создание дополнительных мер государственной поддержки для начинающих фермеров;
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
5. Стимулирование граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, создания крестьянских (фермерских) хозяйств;
6. Разработка проектов животноводческих ферм многократного применения от 20 до 100 и свыше голов КРС и конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Нижегородской области;


6. Реализация проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота (далее - КРС) или конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области при условии их окупаемости сроком не более 8 лет
Целевые индикаторы и показатели
Целевой индикатор:
Увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств, участвующих в программах по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, ежегодно не менее чем на 30 хозяйств.
Целевые показатели:
- количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки, - 121, в том числе:
в 2015 году - 15 ед.
в 2016 году - 15 ед.
в 2017 году - 15 ед.
в 2018 году - 22 ед.
в 2019 году - 24 ед.
в 2020 году - 30 ед.;
- создание 90 новых семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- количество созданных рабочих мест - 512
Характеристика программных мероприятий
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления:
1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров;
3. Строительство, реконструкция или модернизация, а также комплектация животноводческих ферм;
4. Создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства;
5. Участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам, строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров, реализация экономически значимых региональных программ и пр.)
Сроки реализации программы
2015 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования Программы составляет 274667 тыс. рублей, в том числе:
- общий объем финансирования Программы из бюджета Нижегородской области составляет 140771 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 20000 тыс. рублей;
2016 год - 22535 тыс. рублей;
2017 год - 22535 тыс. рублей;
2018 год - 23864 тыс. рублей;
2019 год - 25225 тыс. рублей;
2020 год - 26612 тыс. рублей, в том числе:
- по начинающим фермерам:
2015 год - 10000 тыс. рублей;
2016 год - 10000 тыс. рублей;
2017 год - 10000 тыс. рублей;
2018 год - 10000 тыс. рублей;
2019 год - 10000 тыс. рублей;
2020 год - 10000 тыс. рублей;
- по семейным животноводческим фермам:
2015 год - 10000 тыс. рублей;
2016 год - 12535 тыс. рублей;
2017 год - 12535 тыс. рублей;
2018 год - 13864 тыс. рублей;
2019 год - 15225 тыс. рублей;
2020 год - 16612 тыс. рублей;
- общий объем финансирования Программы по годам из средств федерального бюджета составляет 133896 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 19596 тыс. рублей;
2016 год - 21588 тыс. рублей;
2017 год - 21588 тыс. рублей;
2018 год - 22632 тыс. рублей;
2019 год - 23701 тыс. рублей;
2020 год - 24791 тыс. рублей, в том числе:
- по начинающим фермерам:
2015 год - 11739 тыс. рублей;
2016 год - 11739 тыс. рублей;
2017 год - 11739 тыс. рублей;
2018 год - 11739 тыс. рублей;
2019 год - 11739 тыс. рублей;
2020 год - 11739 тыс. рублей;
- по семейным животноводческим фермам:
2015 год - 7857 тыс. рублей;
2016 год - 9849 тыс. рублей;
2017 год - 9849 тыс. рублей;
2018 год - 10893 тыс. рублей;
2019 год - 11962 тыс. рублей;
2020 год - 13052 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2015 - 2020 годы составит не менее 400 млн рублей;
- 121 начинающий фермер сможет с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств;
- будет модернизировано 90 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- создано дополнительно 512 рабочих мест, в том числе:
по начинающим фермерам - 242 рабочих места;
по семейным животноводческим фермам - 270 рабочих мест.
Реализация программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Программы:
- развитие конкурентной среды;
- создание условий для развития фермерских хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Фермерские хозяйства и другие малые формы хозяйствования вносят значительный вклад в производство продовольственной продукции страны.
Фермерство представляет собой перспективную, наиболее развивающуюся часть многоукладного АПК, основную движущую силу возрождения аграрной России.
Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования является одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса, наращивания производства сельхозпродукции, укрепления продовольственной безопасности страны, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения других социальных проблем сельских территорий.
Положительный импульс в развитие малого бизнеса на селе был дан принятием приоритетного национального проекта "Развитие АПК", получившего продолжение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Основными целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, являются:
обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
В Нижегородской области на 01.01.2014 зарегистрировано более 2555 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Крестьянские (фермерские) хозяйства области производят все основные виды сельскохозяйственной продукции. Большинство фермерских хозяйств ориентировано на производство растениеводческой продукции и, в частности, на производство зерна и картофеля. Производственные показатели в данной категории ежеквартально увеличиваются.
На крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы распространяются все виды государственной поддержки, предусмотренной для сельхозпроизводителей, в том числе и те, которые в нашей области направлены на поддержку отрасли животноводства.

Показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
Нижегородской области (по данным Нижегородстата)

Год
2011
2012
2013
Площадь сельскохозяйственных угодий в пользовании фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей (на конец года тыс. га)
104,4
107,6
111,0
Площадь пашни в пользовании фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей (на конец года тыс. га)
91,0
92,9
96,0

Производство сельскохозяйственной продукции в КФХ


Январь - декабрь 2012 года
Январь - декабрь 2013 года
2013 в % к 2012
Произведено скота и птицы на убой (в живом весе) - всего, тонн
4785,0
5205,8
108,8
Валовой надой молока, тонн
41521,0
50687,2
122,1
Поголовье скота на конец отчетного периода, голов



крупного рогатого скота
23148
24383
105,3
в том числе коров
11626
13229
113,8
свиней
4810
4579
95,2
овец и коз
111371
11721
103,1
птица
12801
26806
209,4

В 2013 году малыми формами хозяйствования получено льготных кредитов на сумму 622,5 миллиона рублей, из них владельцами личных подсобных хозяйств - на сумму 537 миллионов рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - на сумму 85,5 миллиона рублей.
На территории области работает:
Государственное учреждение Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Нижегородской области", которое осуществляет информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствования, разрабатывает бизнес-планы и имеет 9 подразделений в муниципальных районах (городских округах) области;
Некоммерческое партнерство "АККОР Нижегородской области". Целью деятельности партнерства является реализация и защита гражданских, политических, экономических и социальных прав и свобод крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Нижегородской области, а также представление их интересов перед различными государственными органами, общественными и другими организациями.
Организация насчитывает более 200 членов, все являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеет Совет, который состоит из 15 членов.
В Нижегородской области принято постановление Правительства от 16.09.2010 № 618 "Об утверждении комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы". В рамках данной программы субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться различными формами государственной поддержки, в том числе:
- субсидирование затрат по договорам лизинга, затрат на выставочно-ярмарочную деятельность и затрат по оплате образовательных услуг и др.;
- предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела;
- возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и т.д.
Кроме того, в области создано Автономное некоммерческое объединение "Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства", которое предоставляет поручительство для получения кредитов в банке (при недостаточности обеспечения) и реализует программу предоставления микрозаймов для малого бизнеса.
Большое внимание министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской (далее - Минсельхоз НО) области уделяет помощи в реализации продукции нижегородским производителям, в том числе крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам:
- сезонно в г. Н.Новгороде работают 16 ярмарок "выходного дня", на которых все сельхозтоваропроизводители области, включая садоводов и огородников, могут без посредников свободно реализовать свою сельскохозяйственную продукцию;
- ежемесячно проводится ярмарка нижегородских производителей в Москве;
- еженедельно в Н.Новгороде сельхозтоваропроизводителями области реализуется молоко из молочных цистерн, так называемых "Буренок". По аналогичной схеме проведено размещение молочных цистерн в районных центрах области;
- оказывается помощь нижегородским производителям по открытию стационарных точек на рынках г. Н.Новгорода, магазинов шаговой доступности, реализации продукции с передвижных автолавок.
Однако государственная поддержка малых форм хозяйствования остается труднодоступной и недостаточной.
Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на селе, - их низкая доходность. В цепочке производство - переработка - реализация сельскохозяйственной продукции производителя, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта необоснованно мала.
Значительная часть малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, на селе государственной поддержки не получают, не имеют для кредитования залоговой базы и поручителей.
Несмотря на рост государственных расходов на нужды АПК, наблюдающийся в последние годы, российское крестьянство все еще получает значительно меньшую поддержку со стороны государства, чем за рубежом.
Именно поэтому активный рост численности фермеров в 90-е годы прошлого столетия в последующие полтора десятилетия сменился их сокращением.
Имеющаяся экономическая система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных форм хозяйствования, но и малых форм хозяйствования.
Сложившаяся негативная ситуация по сокращению роста численности крестьянских (фермерских) хозяйств требует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового фермерского хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Вместе с тем фермерство имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственной продукции со стороны российских перерабатывающих заводов по мере развития переработки продукции будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Создание благоприятных условий в земельных отношениях, экономической, правовой и социальной сферах позволит активно развиваться фермерству и придаст импульс развития всему сельскому хозяйству.
Снятие преград, тормозящих развитие фермерского уклада, и создание достойных условий для его деятельности позволят дать мощный стимул росту производства продовольствия, улучшить правовые и экономические условия осуществления деятельности фермера.
В Нижегородской области с 2012 года осуществляется реализация двух ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, которые призваны помочь начинающим фермерам в создании своих хозяйств и закреплении в аграрном секторе экономики страны, поддержать и придать импульс развитию семейных животноводческих ферм.
В рамках реализации данных программ Минсельхозом НО была утверждена программа "Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы" и создана конкурсная комиссия по отбору участников.
Указанная программа прошла в Минсельхозе Российской отбор и признана соответствующей критериям отбора, что позволило привлечь с 2012 по 2014 год из федерального бюджета 103,4 млн рублей и из областного бюджета - 101,9 млн рублей.
Благодаря реализации данной программы получили гранты:
- 88 начинающих фермеров, которые с участием государственной поддержки осуществляют проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств;
- 70 животноводческих ферм на базе семейных фермерских хозяйств проводят модернизацию своих хозяйств;
- создано на селе дополнительно более 300 рабочих мест.
В 2013 году семь фермерских хозяйств области награждены Минсельхозом России:
- золотой и двумя серебряными медалями, как лучшие крестьянские (фермерские) хозяйства России;
- 4 дипломами за достижение высоких показателей в области животноводства и производстве зерновых культур.
Минсельхоз НО награжден Минсельхозом России дипломом за активную реализацию региональных программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.

Основные понятия Программы

1. Поддержка начинающих фермеров

Начинающий фермер - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, который прошел отбор в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Нижегородской области.
Заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным постановлением Правительства Нижегородской области.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из бюджета Нижегородской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, перечисляемые из бюджета Нижегородской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.

2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Семейная животноводческая ферма - производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства.
Развитие семейной животноводческой фермы - строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы - средства, передаваемые из бюджета Нижегородской области на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Нижегородской области крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.

Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области, увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшее распространение на территории области.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию в 2015 - 2020 годах в рамках Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280.
Задачи программы:
- провести подготовительные мероприятия по определению возможных участников программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм;
- обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
- создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
- стимулировать граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, создания крестьянских (фермерских) хозяйств;
- разработать проекты животноводческих ферм многократного применения от 20 до 100 и свыше голов КРС или конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Нижегородской области;
- реализовать проекты по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов КРС или конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Нижегородской области при условии их окупаемости сроком не более 8 лет.
Достижение вышеуказанной цели позволит:
- увеличить численность поголовья коров молочной и мясной породы;
- развить птицеводство, овцеводство, козоводство, коневодство и другие виды животноводства;
- увеличить производство отечественной животноводческой продукции;
- распространить передовой опыт организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ;
- развить кооперативные отношения среди малых форм хозяйствования и их взаимодействие с потребительскими обществами системы Центросоюза Российской Федерации;
- увеличить рост занятости сельского населения;
- развить смежные подотрасли агропромышленного комплекса (далее - АПК) (производство кормов, переработка молока и др.);
- увеличить количество крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе за счет переоформления хозяйств населения в фермерские хозяйства, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы сельского населения;
- создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий.

Раздел 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Поддержка начинающих фермеров:
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2015 - 2020 годы составит не менее 400,00 млн рублей;
- 121 начинающий фермер смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих хозяйств.
Реализация Программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 242 рабочих мест.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы по поддержке начинающих фермеров являются:
- количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
- количество созданных рабочих мест.

Табл. 1. Целевые индикаторы и результат реализации Программы по направлению поддержки начинающих фермеров


2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего за 2015 - 2020 годы
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки
15
15
15
22
24
30
121
Количество созданных рабочих мест
30
30
30
44
48
60
242

Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

В результате реализации Программы планируется модернизация 90 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Нижегородской области по следующим направлениям:

Тип фермы
Количество ферм
Общее количество сельскохозяйственных животных
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Итого 2015 - 2020
Ферма от 20 до 100 и выше голов КРС
13
13
13
13
13
13
78
3900
Конефермы от 20 и выше конематок, фермы от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных
1
1
1
1
1
1
6
300
Птицефермы от 1000 и выше голов птиц
1
1
1
1
1
1
6
6000
Всего ферм
15
15
15
15
15
15
90
10200

Создание 90 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2015 - 2020 годах позволит:
- Увеличить поголовья КРС не менее чем на 3900 голов;
- Распространить передовой опыт организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ на новые хозяйства и использовать каталог проектов животноводческих ферм для создания новых объектов;
- Создать не менее 270 рабочих мест;
- Внедрить высокопроизводительную технику в отечественное производство продукции животноводства;
- Развить местную строительную индустрию и смежные отрасли и подотрасли АПК (производство кормов, переработка молока и другой продукции животноводства, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);
- Развить сельскохозяйственную потребительскую кооперацию в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
- Создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
- Получить социальный эффект в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;
- Достигнуть экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности животных, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории России.

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. Программа содержит следующие программные мероприятия:

4.1.1. Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, а также грантов на развитие семейных животноводческих ферм и контроль за их целевым использованием.
4.1.2. Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах начинающими фермерами и главами крестьянских (фермерских) хозяйств для развития семейных животноводческих ферм.
Данная форма финансовой поддержки предусмотрена в соответствии со следующими постановлениями Правительства Нижегородской области:
- от 02.11.2012 № 781 "Об утверждении положений о финансовой поддержке агропромышленного комплекса Нижегородской области";
- от 25.03.2013 № 173 "О предоставлении средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
4.1.3. Предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство и развивать семейные животноводческие фермы, в том числе желающим переехать для этого в сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 03.07.2009 № 1502-р "О создании государственного учреждения Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Нижегородской области" в области работает нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса, которая осуществляет информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствования, разрабатывает бизнес-планы и имеет 9 подразделений в районах области.
4.1.4. Погашение части затрат по приобретению или взносу по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования в целях производства товаров.
Данная государственная поддержка предусмотрена в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2013 № 450 "О субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)". Субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе фермерским хозяйствам, на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования.
4.1.5. Строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров и семейным животноводческим фермам.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.10.2013 № 716 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2014 - 2016 годы" предусмотрены:
- строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам;
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- развитие газификации в сельской местности;
- развитие систем водоснабжения в сельской местности.
4.1.6. Организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами и на семейных животноводческих фермах.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 04.10.2013 № 704 "Об утверждении плана мероприятий "Покупайте нижегородское" на 2014 - 2016 годы" в области реализуется программа по продвижению продукции нижегородских производителей. В рамках данной программы:
- Сезонно в г. Н.Новгороде проводятся 16 ярмарок "выходного дня", на которых все сельхозтоваропроизводители области, включая садоводов и огородников, могут без посредников свободно реализовать свою сельскохозяйственную продукцию;
- Ежемесячно проводятся ярмарка нижегородских производителей в Москве;
- Еженедельно в Н.Новгороде сельхозтоваропроизводителями области реализуется молоко из молочных цистерн. По аналогичной схеме проведено размещение молочных цистерн в районных центрах области;
- Оказывается помощь нижегородским производителям по открытию стационарных точек на рынках г. Н.Новгорода, магазинов шаговой доступности, реализации продукции сельхозтоваропроизводителей с передвижных автолавок.
- Ежегодно проводится ярмарка нижегородских производителей в рамках выставки "Золотая осень" в Москве;
- Ежегодно осенью проводится областная сельскохозяйственная ярмарка "Дары осени";
- Проводятся круглые столы нижегородских производителей с сетевыми компаниями с выездом на предприятия;
- Идет совершенствование нормативных правовых актов, способствующих поддержке местных производителей;
- Формируется позитивный имидж нижегородских сельхозтоваропроизводителей.
4.1.7. Предоставление поручительств и гарантий начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы, из региональных фондов поддержки.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.02.2009 № 337-р создана автономная некоммерческая организация "Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области" (далее - Агентство).
Основными видами деятельности Агентства являются:
- предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства (к которым относятся в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства) и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- выдача микрозаймов субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
4.1.8. Компенсации части расходов крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2012 № 217 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" возмещается 100 процентов стоимости подтвержденных затрат на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых получателями земельных участков из расчета на 1 гектар оформленных получателями в собственность земельных участков, но не более 800 рублей на 1 гектар.
4.1.9. Включение начинающих фермеров и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, в программы по улучшению жилищных условий.
В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в области предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе начинающих фермеров и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы.
4.1.10. Оказание государственной поддержки по ветеринарному обслуживанию и племенной работе на семейных животноводческих фермах.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 23.10.2013 № 767 "Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года" на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все виды государственной поддержки, предусмотренной для сельхозпроизводителей, в том числе и те, которые в нашей области направлены на поддержку отрасли животноводства, включая племенное животноводство.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.06.2007 № 186 "Об утверждении Порядка организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Нижегородской области" введена компенсация владельцам хозяйств всех форм собственности за отчуждение животных и продукции животноводства при ликвидации особо опасных заболеваний.
4.1.11. Развитие переработки животноводческой продукции, производимой на семейных животноводческих фермах.
Оказывается следующая поддержка Правительством Нижегородской области:
1. Льготное кредитование предусмотрено в соответствии со следующими постановлениями Правительства Нижегородской области:
- от 02.11.2012 № 781 "Об утверждении положений о финансовой поддержке агропромышленного комплекса Нижегородской области";
- от 25.03.2013 № 173 "О предоставлении средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах";
- через автономную некоммерческую организацию "Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области".
2. По подготовке бизнес-планов - через государственное учреждение Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Нижегородской области".
3. Предоставляется субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе фермерским хозяйствам, на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2013 № 450 "О субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)".
4. По организации сбыта сельскохозяйственной продукции в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 04.10.2013 № 704 "Об утверждении плана мероприятий "Покупайте нижегородское" на 2014 - 2016 годы".
4.1.12. Определены специальные (льготные) условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для крестьянских (фермерских) хозяйств, создающих и развивающих крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом Нижегородской области от 27.12.2007 № 195-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области".

4.2. Поддержка начинающих фермеров

4.2.1. Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с ведомственной целевой программой "Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015 - 2020 годы".
Основными мероприятиями Программы по поддержке начинающих фермеров является предоставление начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на создание и развитие КФХ, единовременной помощи на бытовое обустройство.
4.2.2. Правительство Нижегородской области определяет порядок и сроки проведения конкурсного отбора участников Программы по поддержке начинающих фермеров, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней.
В состав конкурсной комиссии включают государственных и муниципальных служащих Нижегородской области (не более половины состава комиссии), юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, АККОР Нижегородской области.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки и документы к ним в сроки установленные Правительством Нижегородской области, включает в состав участников Программы начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников Программы по поддержке начинающих фермеров конкурсная комиссия наряду с информацией, указанной в документах заявителя, учитывает:
условия проживания заявителя и степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
количество предоставленных рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования;
деловую репутацию и кредитную историю;
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
В конкурсную комиссию для отбора начинающих фермеров может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - Заявитель) с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условий:
1. Заявитель является гражданином Российской Федерации.
2. Заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
3. Заявитель ранее не являлся получателем:
а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;
в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель;
г) средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель;
д) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В случае если указанные в пунктах "в" и "г" единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, указанного в пункте 4 настоящих условий, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в отборе.
4. Заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в Нижегородской области, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации.
5. Заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
6. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
7. Заявитель имеет план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 года № 882 (далее - программа), увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план).
8. Заявитель представляет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заемных средств).
9. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов.
10. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
11. Крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей гранта.
12. Заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей.
13. Заявитель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.
14. Заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, и данное крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя вышеназванным условиям, устанавливается постановлением Правительства Нижегородской области.
Реквизиты всех документов, подаваемых заявителем в конкурсную комиссию, количество листов в них вносятся в опись, составляемую в двух экземплярах. Первый экземпляр описи с отметкой о дате, времени и должностном лице, принявшем документы, остается у заявителя, а второй (копия) прилагается к заявке и документам, рассматриваемым конкурсной комиссией.
При подаче заявки заявитель может предоставить дополнительно любые документы, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии. Дополнительно представленные документы также подлежат внесению в опись.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставлении только одного из них.
4.2.3. Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств начинающего фермера, но не более 1,5 млн рублей.
Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
4.2.4. В план расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства включаются расходы, направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Нижегородской области и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Нижегородской области. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие начинающих фермеров выделяется главе КФХ только один раз.
Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета Нижегородской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории того же субъекта Российской Федерации на цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана, но не более 250 тыс. рублей.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.2.5. Органы управления сельским хозяйством муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - Управления) обеспечивают контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами соответствующего муниципального образования.
4.2.6. Начинающий фермер ежеквартально представляет в Управление, а Управление в министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют Управления.

4.3. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

4.3.1. Отбор участников Программы по развитию семейных животноводческих ферм осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная постановлением Правительством Нижегородской области.
4.3.2. Для участия в конкурсе крестьянское (фермерское) хозяйство должно одновременно соответствовать следующим требованиям:
главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии;
срок деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на дату подачи заявки на отбор превышает 12 месяцев с даты регистрации;
крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано на территории Нижегородской области;
глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм;
крестьянское (фермерское) хозяйство соответствует критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
крестьянское (фермерское) хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;
крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено региональной программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий, или планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы;
при отсутствии в крестьянском (фермерском) хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое крестьянским (фермерским) хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов, страусов, коз (овец) - 300 голов;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства имеет план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес-план);
глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств);
глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
создание крестьянским (фермерским) хозяйством условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест;
крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы;
строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается крестьянским (фермерским) хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Для участия в отборе семейной животноводческой фермы глава хозяйства подает заявку в конкурсную комиссию, прилагает к ней документы, подтверждающие соответствие хозяйства вышеуказанным условиям, в соответствии с перечнем документов, установленным постановлением Правительства Нижегородской области.
Наименования, номера и даты всех документов, подаваемых главой хозяйства в конкурсную комиссию, количество листов в них вносятся в опись, составляемую в двух экземплярах. Первый экземпляр описи с отметкой о дате, времени и должностном лице, принявшем документы, остается у главы хозяйства, второй (копия) прилагается к заявке и документам, рассматриваемым конкурсной комиссией.
При подаче заявки глава хозяйства может предоставить дополнительно любые документы, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии. Дополнительно представленные документы также подлежат внесению в опись.
Грант КФХ на реализацию мероприятий Программы выделяется только один раз.
4.3.3. Средства, полученные участником Программы из федерального и регионального бюджетов, не могут превышать 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
Затратами на развитие семейной животноводческой фермы являются затраты на:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется конкурсной комиссией в размере, не превышающем 21,6 млн рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
4.3.4. Федеральный бюджет софинансирует мероприятия Нижегородской области по развитию семейных животноводческих ферм в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Если КФХ привлекает субсидированные кредиты (займы) для погашения части затрат по развитию семейной животноводческой фермы, то средства из регионального бюджета на развитие фермы предоставляются только на часть затрат, не финансируемую за счет субсидированных кредитов (займов).
4.3.5. Управления обеспечивают контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами своего муниципального образования.
4.3.6. Крестьянское (фермерское) хозяйство ежеквартально представляет в Управление, а Управление в Минсельхоз НО отчет о целевом расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы по форме, установленной Минсельхозом России.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют Управления.

Раздел 5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в период 2015 - 2020 годов. Реализация Программы начинается с 1 января 2015 года.
Финансирование всех предусмотренных Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий за предшествующий год.

Раздел 6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Нижегородской области в развитии сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Российской Федерации в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. оптимизацию механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.

6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы

Согласно обоснованным целевым показателям Программы количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 121 единицу. Предполагается, что за период 2015 - 2020 годов поддержка начинающих фермеров ферм обеспечит создание 242 рабочих мест, если одно КФХ за 6 лет обеспечит создание не менее 2 новых рабочих мест.
В результате реализации программных мероприятий возрастет производство сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе численность поголовья КРС на 3900 голов.
Также согласно обоснованным целевым показателям Программы произойдет увеличение количества семейных животноводческих ферм на 90. В случае если одно КФХ за 6 лет обеспечит не менее 3 новых рабочих мест, в целом будут созданы 270 рабочих мест.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культуртехнических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать часть устаревшей технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности муниципальных образований, не входящих в систему министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.

Раздел 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Минсельхозом НО исходя из степени достижения обозначенных в Программе показателей.

Оценка эффективности поддержки
начинающих фермеров на 2015 - 2020 годы


2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за период реализации Программы, 2015 - 2020 годы
а)
Количество вновь созданных КФХ
15
15
15
22
24
30
121
б)
Количество созданных рабочих мест в КФХ
30
30
30
44
48
60
242
в)
Финансовые средства из областного и федерального бюджетов (млн рублей)
21,7
21,7
21,7
21,7
21,7
21,7
130,4
Создано рабочих мест на единицу финансирования (а/б)
1,4
1,4
1,4
2,0
2,2
2,8
1,8

Данная оценка экономической эффективности позволит проанализировать число вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2014 года и увеличить количество созданных рабочих мест за счет средств областного и федерального бюджетов.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью Минсельхозом России утверждена форма отчетности и порядок ее представления.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Критерии сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации Государственной программы на текущий период.

Оценка эффективности развития семейных животноводческих ферм
на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
на 2015 - 2020 годы


2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за период реализации Программы, 2015 - 2020 гг.
а)
Количество введенных семейных животноводческих ферм
15
15
15
15
15
15
90
б)
Поголовье КРС в семейных животноводческих фермах
650
650
650
650
650
650
3900
в)
Производство молока в семейных животноводческих фермах, тонн
2275
2860
2860
3185
3510
3835
18525
г)
Финансовые средства из областного и федерального бюджетов (млн руб.)
17,9
22,4
22,4
24,8
27,2
29,7
144,2
Произведено молока на единицу финансирования (в/г)
127,1
127,7
127,7
128,4
129,0
129,1
128,47

Данная оценка экономической эффективности позволит проанализировать число созданных семейных животноводческих ферм по отношению к уровню 2014 года, увеличить поголовье КРС и объем производимого молока за счет финансирования областного и федерального бюджетов.
Предоставление софинансирования из федерального бюджета для реализации Программы в части развития семейных животноводческих ферм требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждена форма отчетности и порядок ее представления.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Получение информации от грантополучателей об эффективности использования средств.
2. Ежеквартальное представление отчетности грантополучателями.
3. Оценку эффективности использования средств бюджетов всех уровней.
4. Увязку объемов полученных субсидий с производственными и социальными показателями развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Нижегородской области.

Раздел 8. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

Финансирование Программы в 2015 - 2020 годах планируется осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию мероприятий Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременной помощи на бытовое обустройство за 2015 - 2020 гг. составит 130,4 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 70,4 млн руб.

(тыс. руб.)

2015 г.
2014 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2015 - 2020 гг.
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство, всего
21 739
21 739
21 739
21 739
21 739
21 739
130 434
в т.ч. федеральный бюджет
11 739
11 739
11 739
11 739
11 739
11 739
70 434
областной бюджет
10 000
10 000
10 000
10 000
10 000
10 000
60 000

Общая сумма грантов по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств за 2015 - 2020 гг. составит 144,233 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 63,462 млн руб.

(тыс. руб.)

2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2015 - 2020 гг.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы
17 857
22 384
22 384
24 757
27 187
29 664
144 233
в т.ч. федеральный бюджет
7 857
9 849
9 849
10 893
11 962
13 052
63 462
областной бюджет
10 000
12 535
12 535
13 864
15 225
16612
80 771

Раздел 9. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.





Приложение 1
к программе
"Оказание мер государственной поддержки
начинающих фермеров и развития семейных
животноводческих ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств на 2015 - 2020 годы"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Предоставление грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Итого по направлению за 2015 - 2020
Областной бюджет
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
60,000
Федеральный бюджет
11,739
11,739
11,739
11,739
11,739
11,739
70,434
Местный бюджет
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
Прочие источники (за счет собств. средств)
2,416
2,416
2,416
2,416
2,416
2,416
14,493
ВСЕГО
24,155
24,155
24,155
24,155
24,155
24,155
144,927
Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Итого по направлению за 2015 - 2020
Областной бюджет
10,000
12,535
12,535
13,864
15,225
16,612
80,771
Федеральный бюджет
7,857
9,849
9,849
10,893
11,962
13,052
63,462
Местный бюджет
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
Прочие источники (за счет собств. средств)
11,905
14,923
14,923
16,505
18,125
19,776
96,157
ВСЕГО
29,762
37,307
37,307
41,262
45,312
49,440
160,259

Общий объем финансирования Программы с учетом собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств составит 305,186 млн рублей.


------------------------------------------------------------------